Публикации Современные подходы, принципы и формы организации учебного процесса в дополнительном образовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные подходы, принципы и формы организации учебного процесса в дополнительном образовании
Автор: Дмитренко Людмила Николаевна

Современные подходы, принципы и формы организации учебного процесса в дополнительном образованииДмитренко Людмила НиколаевнаПедагог МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов» г. Новый Уренгой,2025г.Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей - общих и специальных, личностных качеств и т. д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам делает выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности учащегося.Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:
  • иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
  • быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
  • основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;
  • базироваться на развивающих методах обучения детей;
  • Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает.Педагог должен:- обладать психолого-педагогическими знаниями;- использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;- основываться на социальном заказе общества;- отражать региональные особенности и традиции.Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов.Необходимо исходить из самого понятия цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений и навыков.Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей учащихся данной группы, их учебной подготовленности, развития.Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки, которые возможно формировать на учебном материале занятия.Задачи развития учащихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:- изучение нового материала;- применение знаний на практике, формирование практических умений;- контроль знаний.В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.- изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и др.);- обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, представления и др.);- комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);- контрольное (итоговое).К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования:- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;- целесообразное расходование времени занятия;- применение разнообразных методов и средств обучения;- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;- практическая значимость полученных знаний и умений.Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
  • Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую, мыслительную деятельность учащихся.
  • Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
  • Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
  • Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.
  • Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
  • Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
  • Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
  • Утренник, праздник – организационно – массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
  • Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
  • Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
  • Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
  • Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
  • Философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.
  • «Крепкий орешек» - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
  • Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
  • Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
  • Психологическое занятие – проведение уроков психологической культуры личности; позволяет педагогам дополнительного образования оказать своевременную, квалифицированную помощь обучающимся.
  • Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
  • День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
  • Методы обучения
  • Практические методы Упражнения, тренинг, репетиция, конспект, составление докладов, реферат, защита проекта.
  • Словесные методы Лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • Графические методы составление таблиц, схем, графиков, диаграмм, работа с картами, схемами.
  • Наглядные методы наглядные материалы, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, фотографии, схемы, модели, предметы, муляжи, видеоматериалы.
  • Игровые методы дидактические, развивающие, познавательные, игры на развитие памяти, глазомера, внимания, игра- путешествие, ролевая игра, деловая игра, игры – конструкторы.
  • Проектные и проектно-конструкторские методы разработка проектов, моделирование ситуации, создание моделей, создание творческих работ, разработка сценариев.
  • Методы проблемного обучения проблемное изложение материала, анализ проблемы, выделение противоречий данной проблемы, эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, формулировка и решение проблемы учащимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием опорных схем, алгоритмов.
  • Методы программированного обучения объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно, самостоятельное изучение определенной части учебного материала.
  • Психологические и социологические методы анкетирование, интервьюирование, тесты, создание и решение различных ситуаций.
  • Подведем итог выше сказанного: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия - находят своё отражение в плане, который педагог составляет на каждое учебное занятие.В основе многообразных вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики:- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;- любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.Выполняя самостоятельную работу на занятии, учащиеся часто заняты однообразным делом, чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки.На занятиях от учащихся требуется высокая активность, мобильность и включенность. Чтобы достигнуть высокой эффективности занятия и усвоения материала, следует учитывать физиологические и психологические особенности учащихся, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость и напряжение. К одним из таких видов работы можно отнести психологические релаксационные паузы-минутки, которые, помогают снять усталость, нервное и психологическое напряжение. Дети очень любят такие паузы, а минутки, потраченные на отдых, идут только во благо занятия.  Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учащимися запомнить материал. Релаксация должна освобождать от умственного напряжения.Для лучшего усвоения материала на занятиях, для создания благоприятного психологического климата необходимо включать в ход занятия небольшие упражнения, направленные на снятие стресса и усталости.Таких упражнений разнообразное множество, каждое из них имеет определенную цель и смысловой характер. Несколько примеров таких упражнений:Упражнение № 1: «Две минуты отдыха».Цель: возможность быстро отдохнуть от теоретической и психологической нагрузки.Форма проведения: групповая.Проведение упражнения: инструкция «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».Дав инструкцию, педагог сам может присоединиться к тем, кто отдыхает.Обсуждение упражнения: В конце упражнения педагог может начать рассказывать о своих впечатлениях, а затем спросить учащихся желают ли они поделиться своими эмоциями и настроением.Упражнение № 2: «Поза и эмоциональное состояние».Цель: разминка во время занятия. Форма проведения: групповая.Проведение упражнения: педагог просит нескольких человек (4-5 человек) изъявивших желание  принять участие в упражнении выйти к доске. Остальные учащиеся, оставшиеся на своих местах должны внимательно наблюдать за участниками.Преподаватель просит участников по очереди принимать позы:– веселого человека;– расстроенного человека;– заинтересованного чем-то человека;– удивленного человека;– уверенного человека.Обсуждение упражнения:1.Дети, наблюдающие за тем, как каждый из участников показывал того или иного человека, должны проголосовать, кто из участников лучше всех справился с заданием. Проголосовать можно разными способами, с помощью поднятых рук или аплодисментов.2.Обратная связь от участников упражнения:- Что вы почувствовали, принимая разные позы?- Какая поза вам больше всего понравилась?Упражнение № 3: «Передача хлопка».Цель: создать положительный настрой перед началом занятия.Форма проведения: групповая.Проведение упражнения: дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз. Если кто-то сбился, то упражнение повторяется сначала, до тех пор, пока дети не выполнят задание без сбоев.Обсуждение упражнения:Педагог как наблюдатель высказывает свое мнение о том, по каким причинам случались сбои, кто был более внимателен и активен.Упражнение № 4: «Стряхни».Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного настроения.Форма проведения: групповая.Проведение упражнения:  педагог просит встать всех детей и выйти из-за стола. Инструкция: «Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, нехорошие мысли — слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее». Обсуждение упражнения:Педагог спрашивает учащихся: «Ваше самочувствие после выполнения упражнения?» Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность не только отдохнуть, но и снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности.В заключении хотелось бы отметить, что занятие должно проходить, прежде всего, в условиях психологической комфортности для учащихся.Основная задача педагога:- создание эмоционально положительного фона в обучении, общении;- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи учащимся;- использование чередования интенсивности в обучении и психологической релаксации
    -