Публикации
Стилизация как способ развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях Студии изобразительного и декоративно прикладного искусства «Фантазия»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Стилизация как способ развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях Студии изобразительного и декоративно прикладного искусства «Фантазия»
Автор: Меркурьев Александр Евгеньевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Стилизация как способ развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях Студии изобразительного и декоративно прикладного искусства «Фантазия»
Автор: Меркурьев Александр Евгеньевич
Стилизация как способ развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях Студии изобразительного и декоративно прикладного искусства «Фантазия»Меркурьев Александр Евгеньевич Педагог дополнительного образования МБУ ДО «Барнаульский городской детско-юношеский центр»Проблема развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста вырожена его фундаментальной ролью в становлении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности. В условиях современного образования, зачастую ориентированного на стандартизацию и репродуктивные методы, задача целенаправленного развития креативности приобретает особую значимость. Внеурочные формы образования, художественные студии в системе дополнительно образования , предоставляют уникальную возможность для решения этой задачи. Самым верным методом из продуктивных в арсенале педагога-художника является художественная стилизация. Этот метод, предполагающий сознательное видоизменение натуры для усиления образной выразительности, как нельзя лучше соответствует образно-символическому характеру мышления ребенка 7-11 лет.Младший школьный возраст определяеться активным развитием психических функций. По мнению Л.С. Выготского, воображение в этот период переходит из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, в самостоятельную продуктивную внутреннюю деятельность. Ребенок способен изображать новые образы, опираясь на прошлый опыт, но еще сохраняет склонность к фантазированию и эмоциональному восприятию мира.В изобразительном творчестве это проявляется в переходе от схематичного, «обозначающего» рисунка к более реалистичному. Однако требование «нарисовать по.хо.же» ча.сто ст.анов.ит.ся исто.чн.иком фрустр.ац.ии и то.рмоз.ит твор.че.скую пред.пр.ии.мч.ивость. За.да.ча пе.да.го.га художника – не науч.ит.ь ко.пи.ро.ва.ни.ю, а по.мо.чь ре.бе.нку об.на.ру.жить адек.ватн.ые сред.ст.ва дл.я вы.ра.же.ни.я свое.го за.мы.сл.а и эмоц.ио.на.ль.но.го от.но.ше.ни.я к ми.ру. Ст.ил.из.ац.ия по.бу.жд.ает ре.бе.нк.а вы.ис.ки.вать не.ст.ан.да.рт.ные ре.ше.ни.я творческих задач , вы.хо.дить за ра.мк.и пр.ив.ыч.но.го, со.зд.ав.ат.ь свеж.ие, иног.да фа.нт.асти.че.ск.ие об.ра.зы. Это трен.ирует ги.бкость мы.шлен.ия и способ.но.ст.ь к ас.со.ци.ат.ив.но.му во.сп.ри.няти.ю.Дети обуч.аютс.я ви.деть и це.нить вы.ра.зите.ль.но.ст.ь ху.до.же.ст.ве.нн.ых сред.ст.в, по.ни.мать, ка.к фо.рм.ал.ьно, цвет и ли.ни.я мо.гут пе.ре.да.вать эмоц.ии и идеи.Чтоб.ы ст.ил.изов.ат.ь об.ъе.кт.ы, его необ.хо.ди.мо сн.ач.ал.а вн.им.ател.ьно изуч.ит.ь, вы.де.лить его на.иболее ха.ра.ктер.ные че.рт.ы. Это со.де.йствует ра.зв.ит.ию на.бл.юд.ател.ьности и умен.ия ан.ал.из.иров.ат.ь.Студ.ия “Ф.анта.зи.я” Ба.рн.ау.ль.ского го.ро.дс.ко.го детс.ко-юношес.ко.го це.нт.ра энер.гети.че.ск.и ис.по.ль.зует ст.ил.из.ац.ию ка.к од.ин из ве.ду.щи.х мето.до.в обучен.ия и ст.анов.ле.ни.я дете.й. Пе.да.го.ги студ.ии, оп.ир.ая.сь на во.зр.астн.ые особен.но.ст.и мл.ад.ши.х по.дростков, пр.имен.яют ра.зноо.бр.аз.ные по.дход.ы к ст.ил.из.ац.ии, на.пр.ав.ле.нн.ые на пробуж.де.ние и ра.зв.ит.ие ли.чности их твор.че.ского вооб.ра.же.ни.я. Дети уч.ат.ся вы.де.лять ос.но.вн.ые ли.ни.и и фо.рм.ы ра.стен.ий, звер.ин.ых, пе.йз.ажей, от.ка.зы.ва.яс.ь от из.ли.шней дета.ли.за.ци.и. На.пр.имер, ли.ст де.ре.ва ве.ро.ят.но быть пред.ст.ав.ле.н в ви.де просто.й, но вы.ра.зите.ль.но.й фо.рм.ы, а жи.ра.ф че.ре.з ха.ра.ктер.ные че.рт.ы (дл.ин.на.я ше.я жи.ра.фа, остр.ые уш.и ко.шк.и). Пе.да.го.ги пред.ла.га.ют деть.ми на.ме.ре.нно увел.ич.ив.ат.ь ил.и умен.ьш.ат.ь от.де.ль.ные ча.ст.и об.ъе.кт.а, из.ме.нять его соот.но.ше.ни.я дл.я со.зд.ан.ия ко.ми.че.ского, ск.азоч.но.го ил.и эк.сп.ре.сс.ив.но.го об.ра.за. Введен.ие иг.ро.вы.х об.ст.ановок, ст.имул.ирую.щи.х твор.че.ск.ий по.ис.к и эк.спер.имент.Об.ме.н мнен.ия.ми, об.су.жден.ие ра.бот друг друг.а, ра.зв.ит.ие кр.ит.ичес.ко.го мы.шлен.ия. Со.зд.ан.ие проб.ле.мати.чн.ых ситу.ац.ий по.ст.анов.ка за.да.ч, требую.щи.х от ре.бе.нк.а не.ст.ан.да.рт.но.го ра.ск.ла.да к ре.ше.ни.ю. Учет особен.но.стей ка.ждого ре.бе.нк.а, его инте.ре.со.в и ярус.а ра.зв.ит.ия.Проведен.ное ис.следов.ан.ие и пр.акти.че.ск.ая ап.ро.ба.ци.я мето.ди.ки пр.именен.ия ст.ил.из.ац.ии в об.ра.зо.вате.ль.но.м процес.се студ.ии «Фа.нт.аз.ия» по.звол.яют устроить ря.д зн.ач.им.ых вы.во.до.в о ее эф.фе.кт.ив.но.ст.и ка.к сред.ст.ва ра.зв.ит.ия твор.че.ского вооб.ра.же.ни.я ре.бят мл.ад.ше.го школ.ьного во.зр.аста. Та.ки.м об.ра.зо.м, мы мо.же.м устроить вы.во.д что сти.ли.за.ци.я, бу.ду.чи ор.га.ни.чно соот.ветствую.щей пс.ихолог.ичес.ки.м от.ли.чите.ль.ны.м че.рт.ам дете.й 7-11 лет, проя.ви.ла се.бя ка.к многог.ра.нн.ый пе.да.го.ги.че.ск.ий ин.ст.ру.ме.нт. Ее поте.нц.иа.л кред.ит.ны.й ра.ск.ры.вает.ся в не.скол.ьк.их кл.ючев.ых ас.пе.кт.ах:Во-пе.рв.ых, ст.ил.из.ац.ия вы.ступ.ает ст.имулом твор.че.ской акти.вности, сн.им.ая пс.ихолог.ичес.кие ба.рьер.ы, св.яз.ан.ные со ст.ра.хо.м «не.пр.ав.ил.ьного» изоб.ра.же.ни.я. Прео.бр.азуя ко.нк.ретность по за.ко.на.м ху.до.же.ст.ве.нной ус.ло.вности, ре.бе.но.к по.лу.чает ле.гити.мное за.ко.но.дате.ль.ст.во на твор.че.ск.ий эк.спер.имент, что со.зд.ает бл.агоп.ри.ят.ну.ю среду дл.я ра.ск.рыти.я его ин.ди.ви.ду.ал.ьности.Во-втор.ых, процедур.а ст.ил.из.ац.ии ко.мп.ле.кс.но ра.зв.ив.ает по.зн.ав.ател.ьн.ые способ.но.ст.и. Ан.ал.из нату.ры, от.чи.слен.ие гл.ав.ны.х и второсте.пе.нн.ых пр.из.на.ко.в, их тр.ан.сфор.ма.ци.я и си.нтез в но.вы.й ха.ра.ктер эт.а по.следов.ател.ьность де.йств.ий фо.рм.ирует ос.но.вы кр.ит.ичес.ко.го и аб.ст.ра.кт.но.го мы.шлен.ия, обуч.ает ви.деть су.щность за внеш.не.й фо.рмой.Во-трет.ьих, работа в различных стилистических направлениях (от народного искусства до авангарда) значительно обогащает культурный багаж учащихся. Дети не просто осваивают технические приемы, но и постигают целостные художественные системы, что способствует формированию эстетического сознания и визуальной грамотности.Стилизация является мощным инструментом в арсенале педагогов студии “Фантазия” для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста. Она позволяет не только осваивать художественные техники, но и формировать у детей способность к нестандартному мышлению, самовыражению и созданию уникальных художественных образов. Список литературы:Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте . – Москва.: Просвещение, 1987. Григорьева, Г. Г. Развитие детей от 3 до 7 лет: Методика сенсорного, умственного и творческого воспитания. – Москва.: Просвещение, 2009. Каменева, Л. А., Пронина, Е. А. Дети и изобразительное искусство. – Москва.: Просвещение, 1987. Комарова, Т. С. Дети в мире художественного творчества. – Москва.: Педагогическое общество России, 2005. Комарова, Т. С., Савенков, А. И. Коллективное творчество дошкольников. – Москва.: Педагогическое общество России, 2009. Лебедева, Н. Д., Пономарева, М. А. Детское изобразительное творчество. – Москва.: Просвещение, 1988. Логинова, В. И., Сухарева, Л. Н. Детское изобразительное творчество. – Москва.: Просвещение, 1985. Мелик-Пашаев, А. А., Зинченко, В. П. Как развивать творческие способности. – Москва Просвещение, 1989. Под редакцией Т. С. Комаровой. Изобразительная деятельность в детском саду. Методическое пособие. – Москва.: Мозаика-Синтез, 1998. Рожкова, Н. А. Цветоведение. – Москва .: Искусство, 1987. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия. – Москва.: Искусство, 1964.
