Публикации
Методические приёмы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические приёмы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Автор: Кострукова Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические приёмы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Автор: Кострукова Наталья Владимировна
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.Известно, что устойчивость восприятия у детей с речевым недоразвитием невелика. Учитывая эту особенность, считаю целесообразным, начинать предварительную работу с детьми по подготовке к обучению грамоте уже со среднего дошкольного возраста. В старшей логопедической группе фронтальные занятия по обучению грамоте провожу один раз в неделю, в подготовительной группе – два раза в неделю. На данном этапе решаются следующие задачи:в первую очередь - создание у ребёнка четкого представления о каждом звуке речи, о его акустико-артикуляционном укладе; формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза; формирование умения отличать «звук» от «буквы» (ЗВУКИ – СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, БУКВЫ – ВИДИМ И ПИШЕМ), соотносить каждый звук с соответствующей буквой, закрепление зрительного образа буквы; формирование умения дифференцировать звуки на слух; формирование навыка слияния звуков в слоги, слогов в слова и соответственно, навыка чтения слов из открытых слогов; формирование графических навыков. Звукослоговой анализ и синтез невозможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о каждом звуке родного языка.Эффективности этих процессов у детей с речевым недоразвитием помогает различная символика (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы, к которой на определенном этапе обучения добавляется буква (СИМВОЛЫ ЗВУКОВ ПО ФОМИЧЁВОЙ, ЗВУКИ – СЛОГИ НОВИКОВОЙ – ИВАНЦОВОЙ, РОТИКИ-СИМВОЛЫ пр.).Важным для формирования навыка слогового анализа является также развитие у детей чувства ритма.Для решения этих задач применяю методики различных авторов (Жукова О.С., Ткаченко Т.А., Новикова-Иванцова Т.Г., Шевцова Е.А., Агранович З.Е., (Сазонова Н, Куцина Е.), Нищева Н.В., (Пилат И.И., Кныш В.А.) и др., на занятиях использую различные игры у упражнения, например:ИГРА «ОТГАДАЙ ЗВУК ПО АРТИКУЛЯЦИИ» (Логопед при помощи символов или беззвучной артикуляции по показу предлагает детям отгадать, какой звук произносим); ИГРА «ЗВУК-ЭКСПЕРИМЕНТ» (Логопед предлагает детям провести эксперимент, например:принять артикуляцию звука «У», при этом попытаться произнести звук «А»);УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУК - БУКВА» (Логопед выкладывает перед ребёнком картинки с изображением артикуляционных укладов гласных звуков, ребёнок подбирает к каждой из них соответствующую букву);УПРАЖНЕНИЕ «ПОПУГАЙЧИК» (Логопед произносит звук, пряча от детей его артикуляцию, дети повторяют звук);МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ, КОПИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАВЕС.Детям с общим недоразвитием речи, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьезные нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия). Проще говоря, дефекты устной речи, проявятся в письменной речи.Очевидно, что ведущей задачей логопеда, вместе с воспитателями логопедических групп, а также заинтересованными в результате родителями, является предупреждение/минимизация нарушений письменной речи – дисграфии и дислексии. Родители – непосредственные участники учебного процесса. Для закрепления знаний, полученных детьми на занятиях, еженедельно готовлю домашние задания для выполнения детьми вместе с родителями.
