Публикации Занятие для старшей группы (5–6 лет) Тема: «Дары осени: польза и безопасность»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие для старшей группы (5–6 лет) Тема: «Дары осени: польза и безопасность»
Автор: Буртовая Анна Петровна

Занятие для старшей группы (5–6 лет)Тема: «Дары осени: польза и безопасность»Цель: систематизировать знания детей об осенних дарах природы (овощи, фрукты, ягоды, грибы), сформировать представления о их пользе для здоровья и правилах безопасного сбора.Длительность: 25–30минутЗадачи
  • Образовательные:
  • закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах и грибах осеннего сезона;
  • уточнить представления о пользе даров осени для человека (витамины, лекарства, заготовки);
  • познакомить с правилами безопасного сбора и употребления природных даров;
  • обогатить словарь: урожай, витамины, съедобный, несъедобный, заготовка, консервация, лекарственное растение.
  • Развивающие:
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать и классифицировать объекты по признакам;
  • совершенствовать связную речь (описание, объяснение, рассуждение);
  • стимулировать познавательный интерес и логическое мышление.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к природе и её ресурсам;
  • формировать культуру безопасного поведения в лесу и на огороде;
  • прививать уважение к труду людей, занимающихся выращиванием и заготовкой даров осени.
  • Материалы и оборудование
  • мультимедийная презентация «Дары осени» (слайды: огород, сад, лес, заготовки);
  • муляжи или настоящие овощи, фрукты, ягоды, грибы (съедобные и несъедобные);
  • корзинка для «сбора урожая»;
  • карточки с изображениями даров осени и их описанием;
  • листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры;
  • аудиозапись звуков осеннего леса и сельской местности;
  • фартуки для детей (по желанию).
  • Предварительная работа
  • наблюдения на прогулке: рассматривание плодов и семян на участке, обсуждение изменений в природе;
  • чтение: К.Ушинский «Осень», М.Пришвин «Осенние листики», стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, сказки о овощах и фруктах;
  • рассматривание иллюстраций с изображением садов, огородов, лесных ягод и грибов;
  • игры: «Съедобное — несъедобное», «Угадай по описанию», «Что где растёт?»;
  • создание миниальбома «Осенние дары нашего края»;
  • беседы о витаминах и здоровом питании.
  • Ход занятия1. Вводная часть (4–5минут)
  • Мотивация и создание атмосферы:Воспитатель включает аудиозапись звуков леса и огорода.
  • «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по осенним угодьям — в сад, на огород и в лес. Осень приготовила нам множество подарков. Хотите узнать, какие?»
  • Беседаактуализация:
  • Какое сейчас время года? Почему вы так думаете?
  • Что люди собирают осенью? (Овощи, фрукты, ягоды, грибы.)
  • Какие овощи вы знаете? Какие фрукты? Ягоды? Грибы?
  • Почему важно есть овощи и фрукты? (В них много витаминов.)
  • 2. Основная часть (18–20минут)
  • Игра «Что где растёт?» (классификация объектов)
  • На доске — три панно: «Огород», «Сад», «Лес».
  • Дети получают карточки с изображениями овощей, фруктов, ягод и грибов.
  • Распределяют их по панно и объясняют выбор:
  • «Помидор растёт на огороде, его сажают люди.»«Яблоко растёт в саду на дереве.»«Черника растёт в лесу на кусте.»
  • Вопросы: «Кто ухаживает за огородом и садом? (Садоводы, огородники.) Что нужно делать, чтобы получить урожай? (Сеять, поливать, ухаживать.)»
  • Исследование «Витамины осени» (развитие наблюдательности и речи)
  • Воспитатель достаёт из корзинки муляжи/образцы. Дети рассматривают, описывают по плану:
  • Что это?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?
  • Где растёт?
  • Чем полезно?
  • Примеры:
  • «Это морковь. Она оранжевая, длинная. Растёт в огороде. В ней много витамина А, он полезен для зрения.»«Это яблоко. Оно красное, круглое. Растёт на дереве в саду. В нём много витамина С, он помогает не болеть.»«Это черника. Она тёмносиняя, круглая. Растёт в лесу. Она полезна для глаз и памяти.»
  • Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное» (формирование безопасного поведения)
  • Карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов и ягод.
  • Дети сортируют их и объясняют:
  • Съедобные: белый гриб, опята, малина, черника.
  • Несъедобные: мухомор, бледная поганка, волчья ягода.
  • Вопросы: «Почему нельзя есть незнакомые грибы и ягоды? (Можно отравиться.) Что делать, если нашёл незнакомый гриб? (Не трогать, спросить у взрослого.)»
  • Творческая работа «Мой осенний салат» (развитие воображения и мелкой моторики)
  • Дети садятся за столы. На листах бумаги — контуры тарелки.
  • Воспитатель предлагает нарисовать салат из любимых осенних овощей и фруктов:
  • «Выберите карандаши и фломастеры. Нарисуйте салат, который вы хотели бы съесть. Какие овощи и фрукты вы положите в него? (Помидор, огурец, яблоко, грушу.)»
  • Во время работы звучит лёгкая осенняя музыка.
  • Физкультминутка «Собираем урожай»
  • Мы морковку вырываем, (наклоны, «вытягиваем» морковку)И в корзинку собираем. (имитация складывания в корзину)Яблоко с ветки срываем, (тянемся вверх, «срываем» яблоко)В ящик аккуратно кладём. (имитация укладывания в ящик)Грибы ищем под листочком, (приседаем, «ищем» грибы)Осторожно их берём. (поднимаем «гриб»)Всё собрали — молодцы! (хлопаем в ладоши)3. Заключительная часть (3–5минут)
  • Рефлексия и подведение итогов:
  • Куда мы сегодня путешествовали? (В сад, на огород, в лес.)
  • Какие дары осени мы нашли? (Овощи, фрукты, ягоды, грибы.)
  • Чем полезны морковь, яблоко, черника?
  • Почему нельзя есть незнакомые грибы и ягоды?
  • Что вам больше всего понравилось? (Рассматривать муляжи, рисовать салат.)
  • Ритуал завершения:
  • «Осень благодарит вас за внимательность и заботу! Она дарит вам эти знания, чтобы вы могли правильно и безопасно пользоваться её дарами. Давайте пообещаем беречь природу и уважать труд людей, которые выращивают урожай.»
  • Итог:Воспитатель хвалит детей, предлагает устроить выставку рисунков.
  • «Вы отлично поработали! Теперь вы знаете, какие полезные и вкусные подарки дарит нам осень. До новых открытий!»Методические рекомендации
  • Для детей, которые быстро справляются: предложить составить рассказ по своему рисунку («Как я помогал собирать урожай»), добавить элементы счёта (сколько овощей в салате?);
  • Для стеснительных детей: начать с ответов в паре, использовать опорные фразы («Я вижу…», «Я думаю…»);
  • Следить за темпом: если дети устали, сократить количество заданий или сделать паузу на дыхательную гимнастику («Вдохнём аромат осеннего леса…»);
  • Использовать похвалу и конкретные комментарии («Ты точно описал, чем полезна морковь!»).
  • Варианты усложнения
  • добавить эксперимент «Плавает или тонет?» (опустить в воду разные овощи и фрукты);
  • ввести элементы проектной деятельности («Создадим книгу рецептов „Осенние лакомства“»);
  • предложить сделать аппликацию из сухих листьев и ягод;
  • включить миниквест «Найди осенний клад» (поиск спрятанных природных объектов по подсказкам).
  • -