Публикации
Занятие для старшей группы (5–6 лет) Тема: «Дары осени: польза и безопасность»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие для старшей группы (5–6 лет) Тема: «Дары осени: польза и безопасность»
Автор: Буртовая Анна Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие для старшей группы (5–6 лет) Тема: «Дары осени: польза и безопасность»
Автор: Буртовая Анна Петровна
Занятие для старшей группы (5–6 лет)Тема: «Дары осени: польза и безопасность»Цель: систематизировать знания детей об осенних дарах природы (овощи, фрукты, ягоды, грибы), сформировать представления о их пользе для здоровья и правилах безопасного сбора.Длительность: 25–30 минутЗадачиОбразовательные: закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах и грибах осеннего сезона; уточнить представления о пользе даров осени для человека (витамины, лекарства, заготовки); познакомить с правилами безопасного сбора и употребления природных даров; обогатить словарь: урожай, витамины, съедобный, несъедобный, заготовка, консервация, лекарственное растение. Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать и классифицировать объекты по признакам; совершенствовать связную речь (описание, объяснение, рассуждение); стимулировать познавательный интерес и логическое мышление. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и её ресурсам; формировать культуру безопасного поведения в лесу и на огороде; прививать уважение к труду людей, занимающихся выращиванием и заготовкой даров осени. Материалы и оборудованиемультимедийная презентация «Дары осени» (слайды: огород, сад, лес, заготовки); муляжи или настоящие овощи, фрукты, ягоды, грибы (съедобные и несъедобные); корзинка для «сбора урожая»; карточки с изображениями даров осени и их описанием; листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры; аудиозапись звуков осеннего леса и сельской местности; фартуки для детей (по желанию). Предварительная работанаблюдения на прогулке: рассматривание плодов и семян на участке, обсуждение изменений в природе; чтение: К. Ушинский «Осень», М. Пришвин «Осенние листики», стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, сказки о овощах и фруктах; рассматривание иллюстраций с изображением садов, огородов, лесных ягод и грибов; игры: «Съедобное — несъедобное», «Угадай по описанию», «Что где растёт?»; создание миниальбома «Осенние дары нашего края»; беседы о витаминах и здоровом питании. Ход занятия1. Вводная часть (4–5 минут)Мотивация и создание атмосферы:Воспитатель включает аудиозапись звуков леса и огорода. «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по осенним угодьям — в сад, на огород и в лес. Осень приготовила нам множество подарков. Хотите узнать, какие?»Беседаактуализация: Какое сейчас время года? Почему вы так думаете? Что люди собирают осенью? (Овощи, фрукты, ягоды, грибы.) Какие овощи вы знаете? Какие фрукты? Ягоды? Грибы? Почему важно есть овощи и фрукты? (В них много витаминов.) 2. Основная часть (18–20 минут)Игра «Что где растёт?» (классификация объектов) На доске — три панно: «Огород», «Сад», «Лес». Дети получают карточки с изображениями овощей, фруктов, ягод и грибов. Распределяют их по панно и объясняют выбор: «Помидор растёт на огороде, его сажают люди.»«Яблоко растёт в саду на дереве.»«Черника растёт в лесу на кусте.»Вопросы: «Кто ухаживает за огородом и садом? (Садоводы, огородники.) Что нужно делать, чтобы получить урожай? (Сеять, поливать, ухаживать.)» Исследование «Витамины осени» (развитие наблюдательности и речи) Воспитатель достаёт из корзинки муляжи/образцы. Дети рассматривают, описывают по плану: Что это? Какого цвета? Какой формы? Где растёт? Чем полезно? Примеры: «Это морковь. Она оранжевая, длинная. Растёт в огороде. В ней много витамина А, он полезен для зрения.»«Это яблоко. Оно красное, круглое. Растёт на дереве в саду. В нём много витамина С, он помогает не болеть.»«Это черника. Она тёмносиняя, круглая. Растёт в лесу. Она полезна для глаз и памяти.»Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное» (формирование безопасного поведения) Карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов и ягод. Дети сортируют их и объясняют: Съедобные: белый гриб, опята, малина, черника. Несъедобные: мухомор, бледная поганка, волчья ягода. Вопросы: «Почему нельзя есть незнакомые грибы и ягоды? (Можно отравиться.) Что делать, если нашёл незнакомый гриб? (Не трогать, спросить у взрослого.)» Творческая работа «Мой осенний салат» (развитие воображения и мелкой моторики) Дети садятся за столы. На листах бумаги — контуры тарелки. Воспитатель предлагает нарисовать салат из любимых осенних овощей и фруктов: «Выберите карандаши и фломастеры. Нарисуйте салат, который вы хотели бы съесть. Какие овощи и фрукты вы положите в него? (Помидор, огурец, яблоко, грушу.)»Во время работы звучит лёгкая осенняя музыка. Физкультминутка «Собираем урожай» Мы морковку вырываем, (наклоны, «вытягиваем» морковку)И в корзинку собираем. (имитация складывания в корзину)Яблоко с ветки срываем, (тянемся вверх, «срываем» яблоко)В ящик аккуратно кладём. (имитация укладывания в ящик)Грибы ищем под листочком, (приседаем, «ищем» грибы)Осторожно их берём. (поднимаем «гриб»)Всё собрали — молодцы! (хлопаем в ладоши)3. Заключительная часть (3–5 минут)Рефлексия и подведение итогов: Куда мы сегодня путешествовали? (В сад, на огород, в лес.) Какие дары осени мы нашли? (Овощи, фрукты, ягоды, грибы.) Чем полезны морковь, яблоко, черника? Почему нельзя есть незнакомые грибы и ягоды? Что вам больше всего понравилось? (Рассматривать муляжи, рисовать салат.) Ритуал завершения: «Осень благодарит вас за внимательность и заботу! Она дарит вам эти знания, чтобы вы могли правильно и безопасно пользоваться её дарами. Давайте пообещаем беречь природу и уважать труд людей, которые выращивают урожай.»Итог:Воспитатель хвалит детей, предлагает устроить выставку рисунков. «Вы отлично поработали! Теперь вы знаете, какие полезные и вкусные подарки дарит нам осень. До новых открытий!»Методические рекомендацииДля детей, которые быстро справляются: предложить составить рассказ по своему рисунку («Как я помогал собирать урожай»), добавить элементы счёта (сколько овощей в салате?); Для стеснительных детей: начать с ответов в паре, использовать опорные фразы («Я вижу…», «Я думаю…»); Следить за темпом: если дети устали, сократить количество заданий или сделать паузу на дыхательную гимнастику («Вдохнём аромат осеннего леса…»); Использовать похвалу и конкретные комментарии («Ты точно описал, чем полезна морковь!»). Варианты усложнениядобавить эксперимент «Плавает или тонет?» (опустить в воду разные овощи и фрукты); ввести элементы проектной деятельности («Создадим книгу рецептов „Осенние лакомства“»); предложить сделать аппликацию из сухих листьев и ягод; включить миниквест «Найди осенний клад» (поиск спрятанных природных объектов по подсказкам).
