Публикации "Управление инклюзивной средой в образовательной организации".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Управление инклюзивной средой в образовательной организации".
Автор: Даутова Римма Фанисовна

Актуальность исследованияИнклюзивное образование является одним из стратегических направлений развития российской образовательной системы. Принцип равного доступа к образованию для всех обучающихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, закреплён на законодательном уровне в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ. Согласно статье 24 Конвенции о правах инвалидов, государстваучастники признают право инвалидов на образование и гарантируют инклюзивное образование на всех уровнях. Российское законодательство, ратифицируя Конвенцию, определяет реализацию инклюзивного образования как обязательство государства.Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами:1.Социальный запрос на инклюзию. По данным Министерства просвещения РФ, число детей с ограниченными возможностями здоровья превышает 2 млн человек, из них около 745 тысяч — детиинвалиды. Их интеграция в систему общего образования требует создания специальных условий, что ставит перед образовательными организациями новую управленческую задачу.2.Нормативные требования и ответственность организации. Федеральный закон № 273ФЗ устанавливает право обучающихся с ограниченными возможностями на получение образования по адаптированным программам и определяет понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к обучению с учётом разнообразия особых образовательных потребностей. Руководители образовательных организаций обязаны создать условия, соответствующие этим требованиям.3.Потребность в управленческих инструментах. Инклюзивная образовательная среда рассматривается не только как совокупность материальных условий, но и как комплекс взаимоотношений субъектов (администрации, педагогов, учащихся и родителей). Эффективное управление этой средой требует разработанных принципов, механизмов и моделей. Научная литература отмечает, что инклюзия состоит в формировании системы, способной адаптироваться к запросам внешней среды, обеспечивая социальную адаптацию и коррекционную работу.4.Инновационное значение для управленческой практики. Переход от интеграции к инклюзии требует не только переустройства материальной базы образовательных организаций, но и изменения управленческой культуры, внедрения современных технологий проектирования, мониторинга и оценки качества образования.Таким образом, разработка теоретически обоснованных и практикоориентированных рекомендаций по управлению инклюзивной образовательной средой является актуальной научной и практической задачей.Степень научной разработанности проблемыПроблемы инклюзивного образования в России активно исследуются. Значительный вклад в разработку теоретических основ образовательной среды внесли И.А. Баева, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и другие исследователи. Вопросы сравнительного анализа понятий «инклюзивная образовательная среда» и «инклюзивное образовательное пространство» раскрыты в статье О.А. Близнюк и Н.П. Сенченкова. Авторы подчёркивают, что инклюзивная среда предполагает не только адаптацию пространства, но и создание условий для саморазвития всех участников, обновление методик и гибкость образовательного процесса.Управленческий аспект инклюзии исследуется, например, в работе С.А. Мансурова и Т.Р. Тенкачевой. Они отмечают, что управление инклюзивной образовательной средой основано на принципе открытости системы к изменениям и требует разработки индивидуальных программ поддержки учащихся. Наряду с этим в российской и зарубежной литературе рассматриваются вопросы ресурсных и социальных барьеров, кадровой подготовки, взаимодействия с родителями, разработки региональных моделей и т.д. Несмотря на обилие публикаций, систематизированная модель управления инклюзивной средой с учётом российских нормативных требований и особенностей функционирования образовательных организаций пока недостаточно разработана.Объект, предмет и цель исследованияОбъект исследования — процесс управления инклюзивной образовательной средой в образовательной организации.Предмет исследования — организационные отношения, формы, принципы, функции и инструменты управления, обеспечивающие создание и развитие инклюзивной образовательной среды.Цель исследования — на основе анализа теоретических и нормативноправовых оснований разработать и обосновать модели и практические рекомендации по управлению инклюзивной средой в образовательной организации.Для достижения цели поставлены следующие задачи:1.Провести анализ понятийного аппарата инклюзивной образовательной среды и определить её компоненты.2.Изучить нормативноправовые акты Российской Федерации и международные документы, регламентирующие инклюзивное образование.3.Рассмотреть современное состояние инклюзивного образования в России и за рубежом, выявить проблемы и тенденции развития.4.Определить принципы и функции управления инклюзивной средой, проанализировать существующие модели и стратегии.5.Разработать проект создания и развития инклюзивной образовательной среды в конкретной образовательной организации, предложить меры по кадровому обеспечению и взаимодействию участников.6.Разработать систему мониторинга и оценки эффективности реализации программы.7.Сформулировать практические рекомендации и обобщить результаты исследования.Гипотеза исследованияЭффективное управление инклюзивной образовательной средой возможно при условии разработанности нормативной и методической базы, ориентированной на принцип открытости системы, а также наличии механизмов проектирования и мониторинга, обеспечивающих взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Предполагается, что внедрение разработанной проектной модели управления позволит улучшить качество образования и степень удовлетворённости участников образовательного процесса.Методологическая основа и методы исследованияМетодологическую основу работы составляют системный и деятельностный подходы, позволяющие рассматривать образовательную организацию как открытую социальнопедагогическую систему. Использованы методы теоретического анализа научных источников, сравнительноправовой анализ законодательных документов, статистический анализ, обобщение передового опыта, анкетирование, экспертная оценка, проектирование.Нормативная база исследованияИсследование опирается на международные и национальные правовые акты, среди которых:Конституция Российской Федерации (ст. 43).Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (особенно статьи 42, 55, 59, 79).Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».Конвенция о правах инвалидов (статья 24).Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».Государственные программы развития образования и документы Министерства просвещения РФ.Практическая значимость и апробацияПрактическая значимость работы состоит в разработке модели управления инклюзивной образовательной средой, которая может быть использована руководителями образовательных организаций при планировании инклюзивного процесса. Результаты исследования обсуждались на семинарах и конференциях по управлению в образовании и применялись при подготовке управленческих кадров.Структура работыРабота состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Общий объём составляет 100 страниц. Текст содержит таблицы, схемы, диаграммы, иллюстрирующие полученные результаты. Первая глава посвящена теоретикометодологическим основам и нормативноправовой базе; вторая глава рассматривает управленческие принципы, модели и анализ практики; третья глава содержит проектную модель управления инклюзивной средой, охватывая организацию кадровой работы, взаимодействие участников и систему мониторинга.
-