Публикации
Способы снятия психоэмоционального напряжения у младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы снятия психоэмоционального напряжения у младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Автор: Шаркова Инна Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы снятия психоэмоционального напряжения у младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Автор: Шаркова Инна Леонидовна
Способы снятия психоэмоционального напряжения у младших школьников на уроках и во внеурочное время.Наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков происходят именно на этапе школьного обучения, что особенно отчетливо прослеживается у учащихся общеобразовательных учреждений на этапе адаптации в начальной школе и при переходе из начального звена в среднюю школу. Одним из важнейших моментов деятельности педагога считаю своевременное снятие психоэмоционального напряжения, которое, к сожалению, обязательно сопутствует учебному процессу в начальных классах и может привести к неврозам и ослаблению иммунитета детей, что сказывается на общем состоянии детского здоровья. Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы во время пребывания в школьном учреждении. Для педагога и воспитателя важно не упустить момент, когда нервное напряжение переходит в состояние, которое уже представляет опасность для неустойчивой психики ребенка. Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства излишней радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном. Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в состоянии серьезного психоэмоционального напряжения: 1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит. 2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко. 3. Ребёнок становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным. 4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним. 5.Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины. 6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита. 7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, ночное и даже дневное недержание мочи. 8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения. 9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния. Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. Стрессовое воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать: — нерациональный режим жизнедеятельности, — дефицит свободы движений, — недостаточность пребывания на свежем воздухе, — нерациональное питание и плохая его организация, — неправильная организация сна и отдыха детей, — авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы, — необоснованное ограничение свободы детей, — интеллектуальные и физические перегрузки, — неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками. Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. В настоящее время разработано достаточно много разнообразных методик и здоровьесберегающих технологий для снятия психоэмоционального напряжения. Это физкультминутки, самомассаж, аутотренинг, пальчиковые игры, энергетические упражнения, различные психологические техники, кинезиологические упражнения (направленные на синхронизацию работы правого и левого полушарий мозга). Психологи широко используют в своей практике для снятия ПЭН элементы дыхательной гимнастики, вокалотерапии, музыкотерапии, улыбкотерапии. Передо мной стояла задача провести анализ существующих способов снятия ПЭН и оценить их эффективность на практике. В моей практике был опыт применения различных техник с детьми младшего школьного возраста. Многие приемы я практикую уже давно, есть техники, которые только осваиваю. В настоящее время работаю с детьми 7-10 лет детьми. Работая над темой данного проекта, я отобрала для себя самое эффективное и легкое в применении, то, что может использовать каждый учитель или воспитатель в своей работе. Основными критериями моего выбора были: - направленность методики на расслабление тела и снятие мышечных зажимов;- создание положительного эмоционального настроя, состояния спокойной радости и уверенности в своих силах; - соответствие способа психофизиологическим особенностям младшего школьного возраста, так как сильные эмоции вызывают мышечное напряжение в теле, лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Поэтому считаю целесообразным использовать, прежде всего, методики, подразумевающие физическую активность ребенка. Это «Самомассаж в игровой форме», физкультминутки, пальчиковая гимнастика, энергетические упражнения. Приведу примеры наиболее действенных техник.1.Самомассаж.Известно, что массаж улучшает крово и лимфообращение, снимает гипертонус мышц, а также уменьшает выработку кортизола (гормона стресса), что в результате способствует появлению хорошего настроения. Таким образом, массаж является хорошим средством для нормализации психоэмоционального состояния школьников. Важно в младшем школьном возрасте проводить массаж в игровой форме. К примеру, под легкую музыку дети могут сделать себе массаж ушных раковин или, встав паровозиком, похлопать друг друга легко по спинке. С большим удовольствием дети делают себе самомассаж под песню «У жирафа пятна».У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Щипаем себя, как бы собирая складки. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрсткуНа лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Указательными пальцами обеих рук дотрагиваемся до соответствующих частей тела. Выполнение упражнения всегда сопровождается улыбками, дети расслабляются. Так как задействованы многие мышцы и рецепторы кожи, достигается расслабление всего тела.2.Пальчиковая гимнастика.Пальчиковая гимнастика дает ребёнку возможность ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат. Это развивает у ребенка уверенность в себе и предотвращает возможность возникновения в дальнейшем различных неврозов."Бабочка"Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои деткиНа берёзовой ветке.(Скрещиваем запястья обеих рук и прижимаем ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитируем полёт бабочки.)«Осень».Разбросала осень листья, (Выполняем волнообразные движения ладонями.)Разукрасила их кистью. (Выполняем плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)Мы в осенний парк пойдём, («Шагаем» средним и указательным пальцами обеих рук.)В букеты листья соберём. (Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты.)Лист клиновый, лист с осинки, (Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.)Лист дубовый, лист рябинки,Рыжий тополиный листНа дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопаем в ладоши.)3.Физкультминутки.Физкультминутки используют периодически все педагоги. Для младших школьников чаще всего используются веселые физкультминутки в стихотворной форме.Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть...Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)Печет печка калачи (4 приседания)Важно помнить: физкультминутка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения должна включать в себя движения, расслабляющие мышцы – потягивания, растяжки, чередование напряжения и расслабления. Чаще необходимы спокойные упражнения, когда ребенок должен сосредоточиться на своих ощущениях. 4.Энергетические упражнения.Это упражнения для восстановления внутреннего душевно-энергетического баланса человека, гармонизации всей энергии внутри своей энергетической структуры. Они помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание и возникновение условий для нарушения равновесия в энергетическом поле. Я применяю энергетические упражнения, которые подходят для детей младшего школьного возраста. После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.Хлопки в ладоши парами. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели. Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль. Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными. Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек! Листопад. Ловим воображаемые листья, может на себе, друг на друге. Подарили «букет» соседу. Готовимся к выходу на ринг. Разминаем мышцы. Бьем воображаемого противника. Вас ударили, сели, вы в нокауте! Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это - да-а! Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру. Показываем жестами: много подарков! большой живот! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д. 4.Психологические упражнения.Для сброса отрицательной энергии и снятия напряжения я также время от времени предлагаю детям выполнять психологические упражнения.Упражнение «Муха».Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.Упражнение «Лимон».Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.Эти упражнения выполняются с детьми до достижения оптимального психоэмоционального состояния.5.Музыкотерапия.Особое место в здоровьесберегающих образовательных технологиях занимает музыкотерапия. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия используется при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.В своей практике я использую музыкотерапию при проведении минуток тишины. Этот прием я использую, когда замечаю, что дети излишне возбуждены, заметны признаки усталости и напряжения. Минутка тишины - это момент релаксации, когда ребенок может как-бы побыть наедине с собой, прислушаться к своим ощущениям, осознать свои чувства. Важно обращать внимание на дыхание детей, оно должно быть глубоким и медленным. Чтобы настроиться на упражнение, я предлагаю детям глубоко вздохнуть и потихоньку задуть воображаемую свечу на ладошке. Приведу пример минутки тишины.Дети выполняют действия по смыслу текста, который проговаривает учитель.Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, а А себя лишь одного! Реснички опускаются…Глазки закрываются…Мы спокойно отдыхаем… (два раза).Сном волшебным засыпаем…Дышится легко… ровно… глубоко…Наши руки отдыхают…Отдыхают, засыпают… (два раза).Шея не напряжена…Губы чуть приоткрываются…Всё чудесно расслабляется… (два раза).Дышится легко… ровно… глубоко.Данный метод очень действенен, так как его применение позволяет достичь глубокого расслабления и на физическом, и на ментальном, и на эмоциональном уровнях.Считаю, что приведенные мною методики и техники, направленные на коррекцию ПЭН являются наиболее эффективными и отвечают требованиям современной школы. Не вызывает сомнения тот факт, что сильное нервное напряжение, повторяющиеся стрессы отрицательно сказываются на детском здоровье и педагог-воспитатель должен делать все возможное, чтобы предотвращать возникновение стрессовых факторов, проводить профилактику психической напряженности и тревожности у своих воспитанников. Задача воспитателя и в том, чтобы вовремя заметить признаки ПЭН как у отдельного ребенка, так и у группы детей или даже всего детского коллектива и своевременно применить наиболее подходящие моменту техники, способы, способствующие устранению возникшего напряжения и стабилизации психоэмоционального состояния своих подопечных. Несомненно, что в трудных ситуациях он должен обратиться за помощью в психологическую службу образовательного учреждения, ребенку должна быть предоставлена квалифицированная помощь профессионала – психолога.Отмечу, что выбирая тот или иной способ реагирования, педагог должен руководствоваться следующим: Все используемые техники и приемы должны быть направлены не только на снятие эмоционального, но и мышечного напряжения, поскольку современной наукой доказана тесная взаимосвязь между эмоциями и телом человека; Действия учителя должны способствовать формированию у учеников установки на позитивное, ценностное отношение к себе как личности. Только при соблюдении этих двух условий работа педагога будет эффективной, принесет ожидаемые результаты и будет отвечать современным образовательным требованиям в решении проблемы здоровьесбережения подрастающего поколения.Список использованной литературы.Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста». Книга практического психолога. // - М.: ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2002. Арутюнов М.З. Эмоции и тело. [Электронный ресурс]. - Горина Г. Тянем-потянем. Активация рук.// Здоровье школьника. – 2011. - №5 Кузнецова Е.В. Профилактика психоэмоционального напряжения.[Электронный ресурс]. - Методические рекомендации к проведению минуток тишины. [Электронный ресурс]. - Пахомова С. Наши пальчики играют. [Электронный ресурс]. Детский сад № 2483 - Признаки психоэмоционального напряжения. [Электронный ресурс] // Познание основ православной веры. Форум «Вера». - Словарь практического психолога. // Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. Состояние здоровья школьников и тенденции его изменения. [Электронный ресурс] // Сайт МБОУ гимназия №3 Пролетарск Ростовская область.- Физкультминутка – элемент современного урока. Папуш О.А. Цыбульская Т.Д. ГБОУ СОШ №47 им. Д. С. Лихачева 2012г. [Электронный ресурс]
