Публикации Проект "Зимующие птицы" (старшая разновозрастная группа с 5 до 7 лет)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Зимующие птицы" (старшая разновозрастная группа с 5 до 7 лет)
Автор: Осмолкина Ольга Васильевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Берёзовский детский сад«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования» на примере проекта "Зимующие птицы"(старшая разновозрастная группа с 5 до 7 лет)Воспитатель 1 кватегории: Осмолкина О.В.Системно - деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.Как говорил Л. Г. Петерсон - деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Образовательная деятельность на основе системно - деятельностного подхода имеет определённую структуру. 1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей).2. Создание проблемной ситуации, постановка цели.3. Мотивирование к деятельности.4. Проектирование решения проблемной ситуации.5. Выполнение действий. 6. Подведение итогов, анализ деятельности. (Рефлексия).Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива - желания узнать, открыть, научиться, а эти способности мы можем раскрыть, используя в работе проектную деятельность.Вышеизложенное предлагаю рассмотреть на, основе проекта «Зимующие птицы».Форма работы: проектная деятельность.Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.Вид проекта: групповой, краткосрочный.Актуальность проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую актуальность. Огромную роль в экологическом образовании играет познавательная, творческая деятельность. В ее процессе ребенок получает и систематизирует познавательные навыки: наблюдение, сравнение, первичные выводы, обобщения, познавательные способности. У детей недостаточный объем знаний о зимующих птицах. В активном словаре отсутствуют названия птиц, описания их характерных особенностей, представление о жизни птиц в зимний период.Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крошками, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.В совместной работе с родителями  создавать условия для общения воспитанников  с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Цели проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.Задачи проекта: Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Расширять представления о зимующих птицах (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, галка). Учить различать их по внешнему виду. Развивать познавательный интересу детей к жизни зимующих птиц, обогащать словарный запас по теме. Развивать внимание, память, мышление – умение сравнивать, обобщать. Развивать мелкую моторику рук, навыки складывания птиц из бумаги по типу оригами; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым, воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать.Сотрудничество с родителями:Подготовка сообщения на тему «Зимующие птицы».Изготовление кормушек.Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой».Консультации для родителей "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".Подготовить и принести корм для птиц. Ожидаемый результат: - воспитанники, имеют представления о зимующих птицах, узнают названия, внешний вид, и отличительные особенности зимующих птиц. Совместно с родителями изготавливают кормушки из разного материала. Знают, каким кормом подкармливать птиц.  Всю зиму регулярно подкармливают птиц. Умеют наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей сформирован устойчивый интерес к жизни птиц, желание заботиться. Пополнена развивающая среда материалами по теме проекта; - родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.  Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся как домой,Стайки на крыльцо…Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлось,Нам встречать весну! «Александр Яшин»Этапы реализации проекта:1.Подготовительный этап: Составлен перспективный план краткосрочного проекта, в который вошли следующие виды деятельности: «Познавательно-исследовательская деятельность», «Экскурсии», «Наблюдения». «Опыты, эксперименты», «Рассматривание», «НОД». «Коммуникативная деятельность - беседы»; «Игровая деятельность – Д/И., С/Р И., Н/И., И/у., Сл.И., игры на развитие памяти.Созданы необходимые условия для реализации проекта:
  • Подобрана художественная литература, такая как: К.Ушинский «Голубь», Г.Снегирёв «Про птиц», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В.Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», М.Горький «Воробьишко», Л.Толстой «Сорока», Н.Нишева «Как сорока клеста судила».
  • Заучивание стихотворения А.Барто «Свиристели», Г.Снегирёва «Как звери и птицы к зиме готовятся».
  • Загадки о зимующих птицах.
  • Просмотр м/ф. «Серая шейка» картинки, фотографий с изображением зимующих птиц; «Снегирь» М.Лапыгин,
  • Подбор музыкальных композиций и произведения с пением птиц;
  • Презентации на темы: "Зимующие птицы", "Какие бывают кормушки, и как их изготовить";
  • Были подобраны различные игры и упражнения по теме: речевая игра «Скажи наоборот»; Речевое упражнение «Назови ласково
  • Игровое задание по теме «Зимующие птицы»
  • подобраны народные приметы по теме, и мы с детьми их заучили наизусть:
  • Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.Синички с утра пищат – значит, будет мороз.Для родителей изготовлены памятки - рекомендации о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам. Оформлены и проведены консультации для родителей "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц". 2. Основной  (практический) этап.Для детей и родителей было дано задание, подготовить сообщение с фотографией о зимующей птице, на что родители и дети откликнулись с удовольствием. После чего, каждый ребёнок, приготовивший сообщение рассказывал о своей птице. Все дети с удовольствием друг друга слушали и задавали вопросы по теме. Затем мы с ребятами оформили две папки о зимующих  птицах;- дети составляли описательные рассказы о зимующих птицах, в ходе которых я задавала наводящие вопросы о птицах: чем птицы отличаются между собой? (чем отличается окрас головы, хвоста, крыльев, туловища)? А чем они похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки, перо; они могут летать; они выводят птенцов);- дети принесли различный корм для подкормки птиц, после чего мы разобрали, какой корм любит определённая птица. Например: Синица питается семенами подсолнечника, тыквы, любит несолёное сало; воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника; снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает;- родители изготовили кормушки для пернатых, и закрепить на площадке детского сада;- после вывешивания кормушек на площадку, мы каждый день кормили птиц и наблюдали за ними. На снегу начали появляться различные птичьи следы, за которыми с удовольствием наблюдали;-  для кормления птиц использовали различный корм (семечки, пшено, сало…) и наблюдали за поведением птиц на кормушках. На кормушки прилетали различные птицы: синицы, воробьи, снегири.  3. Заключительный  этап.Подведение итогов  реализации проекта:Закрепление пройденного материала- сколько птиц мы спасли за зимний период времени?- чем лучше кормить птиц?- как часто необходимо кормить птиц?- Игра-викторина «Зимующие птицы»(награждение  активных участников    проекта);- организация фотовыставки «Птичья столовая»;- презентация проекта (освещение опыта работы).
    -