Публикации ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Автор: Челнакова Татьяна Алексеевна

Челнакова Т.А.ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИАннотация. В данной статье описываются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются сельские школы на пути внедрения инноваций в образовательный процесс; проводится анализ понятия «экспертиза» и кратко описываются ее функции; рассматриваются категории заказчиков экспертизы инновационного потенциала сельской школы.Ключевые слова: экспертиза, сельская школа, инновации, инновационный потенциал, образовательный процесс, эксперт, заказчик.В настоящее время образовательную систему, действующую в российском обществе, невозможно представить без систематических нововведений. Современные реалии таковы, что существует постоянная необходимость в модернизации внутренних ресурсов школ, изменении их материально-технической базы, и, в целом, систематической диагностике состояния образовательного учреждения для контроля качества процесса обучения подрастающего поколения. Все это в совокупности в научной среде принято называть экспертизой инновационного потенциала.Специальный исследовательский интерес представляют сельские школы, так как они имеют свои уникальные особенности: неполноценная ресурсная оснащенность, ограниченный доступ к современным технологиям, низкая обеспеченность материально-технического сектора, недостаток современных квалифицированных кадров или, напротив, отсутствие у педагогов стремления к профессиональному самосовершенствованию. Эти факторы порой становятся препятствием для эффективного внедрения инновационных практик, прописанных в образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).Вместе с тем, факт систематического столкновения сельских школ с множеством проблем, препятствующих качественному образовательному процессу, непосредственно влияет на выбор граждан России школьного возраста. Статистика показывает, что преобладающее количество обучающихся, зарегистрированных в сельской местности, предпочитают получать образование в городской среде. По данным Министерства просвещения, в 2024-2025 учебном году в российских городах численность обучающихся по образовательным программам составляет 13 797 184 человек, в то время как в сельских школах учеников почти на 250% меньше (3 957 002 человек) [10].Представленные выше педагогические сложности и серьезный статистический разбег обосновывают острую необходимость в детальном изучении проблемы проведения экспертиз инновационного потенциала сельских школ с целью предотвращения значительного сокращения количества обучающихся в сельской среде и поддержания доступности качественного образования для жителей отдаленных регионов страны. Именно экспертиза является важным инструментом для выявления резервов и перспектив развития общеобразовательных учреждений.Подробно теоретические основы обозначенной нами проблемы описывают Т. Г. Новикова (2006 г.) [7], Д. А. Иванов (2008 г.) [3], О. А. Белобрыкина (2016 г.) [9] и др. Инновационный потенциал как объект для экспертного исследования в рамках педагогической практики рассматривается в трудах В. В. Гусенко (2009 г.) [2], Г. А. Игнатьевой (2015 г.) [5], Н. Ф. Ильиной (2014 г.) [4], Г. А. Мкртычян (2025 г.) [6] и др.Анализ понятия «экспертиза» показывает, что существует несколько подходов к его определению, которые имеют единый смысл. Например, в энциклопедии под упомянутым термином понимается «исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д.» [1, с. 1545].По мнению Н. Г. Новиковой, экспертиза инновационного потенциала школы, это «исследование, направленное на выявление уровня развития инновационной деятельности и имеющее своим результатом описание способов ее реализации с точки зрения: а) сохранения уникальности и специфичности, б) предложений по корректировке этих способов в направлении развития практики образования» [7, с. 8].Д. А. Иванов под экспертизой понимает «метод исследования и разрешение проблемных ситуаций крупными специалистами, обладающими специальными знаниями, путем выбора наиболее аргументированных решений» [3, с. 240]. Коллектив авторов О. А. Белобрыкина, В. Л. Дресвянников, Л. Б. Шнейдер и другие, формулируют понятие «экспертиза» следующим образом: процедура, ориентированная на обнаружение скрытых деталей деятельности образовательного учреждения посредством специализированного анализа, проводимого квалифицированным специалистом (или коллективом специалистов), которому поручено подготовить заключение по вопросам, требующим особых познаний в определенной научной сфере или профессиональной практике [9].Не менее значимый интерес для нас представляют труды ученых Г. А. Игнатьевой и В. И. Слободчикова. Авторы отмечают, что инновации в школе – это в буквальном смысле «внедрение новшества в текущий процесс» [5, с. 3]. Исходя из такой трактовки, можно полагать, что инновационный потенциал сельской школы – это совокупность ресурсов, необходимых и достаточных для внедрения в педагогическую систему нововведений, которые будут обеспечивать повышение качества образования [4].О том, кто чаще всего является заказчиком экспертизы инновационного потенциала сельской школы и каковы ее основные цели, подробно пишет Г. А. Мкртычян [6]. Автор, исходя из регионального опыта, отмечает, что в основном инициаторами экспертизы выступают: органы местного самоуправления, руководители школ и авторы учебных пособий.Первая категория заказчиков преследуют цель объективной оценки состояния учреждения, его нормативно-правовой подготовленности, а также наличия в конкретной школе педагогов-новаторов. Вторая категория заказчиков экспертизы в основном желают «определить, на каком этапе развития находится учреждение, какие последующие приоритетные задачи ему следует решать, какие коррективы необходимо внести в программу его развития» [6, с. 22]. Третья группа – авторы пособий заказывают экспертизы для анализа современных педагогических проблем и их теоретического освещения в своих трудах. Г. А. Мкртычян также выделяет пять функций экспертизы инновационного потенциала сельской школы:1) прогностическую (для этого эксперт выносит заключение с комментариями о будущих способах и средствах достижения инновационного потенциала);2) нормативную (детальный анализ школьной документации позволяет эксперту понять и сделать заключение о том, что препятствует реализации инноваций, например, редкое использование новых педагогических технологий, пренебрежение своевременной аттестацией педагогов и др.);3) оценочную (анализируются авторские учебные планы, методические и дидактические материалы с целью установления соответствия современным образовательным требованиям);4) исследовательскую (осуществляется с целью создания достаточного многообразия моделей образовательной практики для последующего их отбора и совершенствования);5) развивающую (экспертиза может проводится в рамках различных пилотажных образовательных проектов) [6].Таким образом, экспертиза является важным средством оценки состояния образовательной среды в сельской школе и позволяет установить, имеет ли учреждение инновационный потенциал. Вместе с тем, необходимо понимать, что перспективы развития такого потенциала в общеобразовательных учреждения, расположенных на территории сельской местности, зависят от множества факторов: организационно-методической обеспеченности, материально-технических ресурсов, уровня поддержки со стороны государства, квалификации педагогов. Именно эти критерии должны подвергаться тщательной оценке. Список литературы
  • Большой Российский энциклопедический словарь : официальный сайт энциклопедического словаря : сайт. – Москва : Дрофа, 2025. – URL: (дата обращения: 17.08.2025)
  • Гусенко, В. В. Методика исследования инновационного опыта современной отечественной сельской школы : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Гусенко Вячеслав Владимирович ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2009. – 22 с.
  • Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании : учеб, пособие для студ. высших учеб, заведений / Д. А. Иванов. – Москва : Академия, 2008. – 336 с.
  • Ильина, Н. Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования : автореферат диссертации доктора педагогических наук : 13.00.08 / Ильина Нина Федоровна ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 42 с.
  • Игнатьева, Г. А. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов / Г. А. Игнатьева, В. И. Слободчиков // Федеральные инновационные площадки : сайт. – URL: (дата обращения: 18.08.2025)
  • Мкртычян Г. А. Психологическая экспертиза в инновационном образовании : теория и практика / Г. А. Мкртычян. – Москва : Юрайт, 2025. – 147 с.
  • Новикова, Т. Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании : автореферат диссертации доктора педагогических наук : 13.00.01 / Новикова Татьяна Геннадьевна ; Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования М-ва образования РФ. – Москва, 2006. – 45 с.
  • Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций : приказ Минпросвещения России от 28.11.2024 N 838 (зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2024 N 80619) // КонсультантПлюс : сайт. – URL: (дата обращения: 19.08.2025)
  • Психологическая экспертиза : современность и тенденции развития : монография / О. А. Белобрыкина, В. Л. Дресвянников, Л. Б. Шнейдер, И. Е. Валитова, К. Л. Лидин, Г. А. Вартанян ; под науч. ред. О. А. Белобрыкиной, В. Л. Дресвянникова. – Новосибирск : Издательство ООО «Немо Пресс», 2016. – 180 с.
  • Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на начало 2024/25 учебного года // Министерство просвещения Российской Федерации : банк документов : сайт. – URL: (дата обращения: 17.08.2025)
  • -