Публикации Доклад: «Профилактика употребления психоактивных веществ и других социально-негативных проявлений среди детей и подростков».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад: «Профилактика употребления психоактивных веществ и других социально-негативных проявлений среди детей и подростков».
Автор: Ахмедова Шахризат Ясимовна

Доклад: «Профилактика употребления психоактивных веществ и других социально-негативных проявлений среди детей и подростков».Что такое ПАВ и почему они особенно опасны для подростков?Психоактивные вещества (ПАВ) — это любые химические соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему, приводя к изменению сознания, настроения и поведения. К ним относятся не только запрещённые наркотики, но и легальные вещества: алкоголь, табак, никотиносодержащая продукция (вейпы, снюсы), а также некоторые аптечные препараты, используемые не по назначению.Опасность употребления ПАВ в подростковом возрасте обусловлена физиологическими и психологическими особенностями:
  • Мозг еще формируется. ПАВ наносят непоправимый ущерб префронтальной коре, отвечающей за принятие решений, контроль импульсов и планирование. Это воздействие может привести к необратимому снижению когнитивных способностей.
  • Скорость развития зависимости. Подростковый организм гораздо быстрее привыкает к психоактивным веществам, формируя стойкую физическую и психологическую зависимость, справиться с которой крайне сложно.
  • Необратимые последствия. Употребление ПАВ влечет за собой остановку в личностном развитии, возникновение психических расстройств (депрессия, психозы), разрушение социальных связей и колоссальный вред всем системам организма, вплоть до летального исхода от передозировки.
  • Факторы риска и защиты: кто в зоне опасности?Эффективная профилактика начинается с понимания, какие факторы могут подтолкнуть подростка к употреблению ПАВ, а какие — уберечь.Факторы риска:
  • Социальные: Потребление ПАВ в семье или ближайшем окружении сверстников; отсутствие доверительных отношений с родителями; буллинг в школе; социальное неблагополучие.
  • Психологические: Низкая самооценка, повышенная тревожность, депрессивные состояния, неумение справляться со стрессом и конфликтами.
  • Поведенческие: Раннее проявление девиантного поведения (прогулы школы, побеги из дома), повышенная склонность к риску и любопытство.
  • Факторы защиты:
  • Семья: Прочные, теплые и доверительные отношения с родителями; четкие семейные правила и последовательность в воспитании; положительный родительский пример.
  • Школа и окружение: Успешность в учебе или хобби; позитивная группа сверстников; вовлеченность в просоциальные виды деятельности (спорт, волонтерство, творчество).
  • Личностные качества: Высокая самооценка, развитые навыки общения и критического мышления, умение говорить «нет» и противостоять давлению, сформированные жизненные ценности.
  • Практические шаги для родителей и педагоговРоль семьи является первостепенной.
  • Выстраивайте открытое общение. Разговаривайте с ребенком на равных, искренне интересуйтесь его жизнью, слушайте без критики и нотаций. Доверие — ваш главный козырь.
  • Будьте примером. Ваше собственное отношение к алкоголю, табаку и лекарствам — самый мощный сигнал для ребенка.
  • Установите четкие границы и правила. Подросток должен четко понимать ваше однозначное «нет» в отношении любых ПАВ и знать последствия нарушения этих правил.
  • Знайте друзей своего ребенка. Приглашайте их в дом, интересуйтесь их увлечениями. Круг общения — ключевой фактор влияния.
  • Организуйте здоровый досуг. Совместные походы, занятия спортом, настольные игры и другие виды активности без гаджетов и стимуляторов укрепляют семью и создают позитивные привычки.
  • Школа как критически важный партнер.
  • Интегрируйте профилактику в учебный процесс на уроках биологии, литературы и во время классных часов.
  • Создавайте безопасную среду, где нет места буллингу и употреблению ПАВ, а царит атмосфера взаимного уважения.
  • Обеспечьте  внеурочную деятельность — кружки, секции, школьные театры, медиа-центры, которые дадут подростку возможность проявить себя.
  • Повышайте компетентность педагогов в области раннего выявления тревожных признаков употребления ПАВ.
  • Тревожные признаки: на что обращать вниманиеБдительность взрослых может помочь вовремя распознать проблему. Совокупность нескольких из этих признаков — серьезный повод для активных действий:
  • Физиологические: Резкие изменения веса, хронический кашель, красные глаза, неопрятный вид, расширенные или суженные зрачки, не реагирующие на свет.
  • Поведенческие: Резкое снижение успеваемости, частые прогулы школы; скрытность, ложь, пропажа денег или ценностей из дома; появление новых, скрытных «друзей»; потеря интереса к старым хобби; немотивированные и резкие смены настроения.
  • Куда обращаться за помощью?Если вы подозреваете, что подросток употребляет ПАВ, нельзя медлить. Важно действовать спокойно, но решительно.
  • Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-200-0-200 (круглосуточно, анонимно).
  • Школьный психолог или социальный педагог.
  • Участковый врач-нарколог в детско-подростковом кабинете.
  • Общественные и религиозные организации, занимающиеся профилактикой и реабилитацией зависимости.
  • Профилактика употребления ПАВ у подростков — это не разовая акция, а непрерывный процесс воспитания, основанный на любви, доверии и активном участии в жизни ребенка. Самый мощный щит, который мы можем им дать, — это не страх, а крепкая семья, поддерживающее окружение и внутренние ресурсы, позволяющие сказать «нет» в критический момент. Только общими усилиями семьи, школы и общества мы сможем создать среду, в которой у деструктивных зависимостей просто не останется шансов. Не оставайтесь в стороне — ваше внимание и участие могут спасти чью-то жизнь.
    -