Публикации Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения
Автор: Лосева Татьяна Михайловна

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтенияСтатья посвящена вопросу развития навыка смыслового чтения у обучающихся 3 класса. Описаны методы и приёмы развития данного навыка на уроках литературного чтения. Затронут аспект личностно-ориентированного обучения.Ключевые слова: навык, развитие навыка, процесс чтения, литературное чтение, смысловое чтение, младший школьный возраст, обучающиеся 3 класса.Актуальность исследования: в настоящее время одной из главных целей образования является развитие личности, готовой к самообразованию, саморазвитию и взаимодействию с окружающим миром. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [8, с. 12]. И одним из важнейших навыков начальной школы является навык смыслового чтения. Это ступень, помогающая школьнику добраться сначала до сути текста, а после и до собственной интерпретации прочитанного или создания собственных художественных, и не только, текстов.Смысловое чтение младших школьников в условиях работы современной школы позволяет заложить основы успешности в обучении и дальнейшей жизни, формируя тем самым читательские умения. Подходя к процессу обучения этому навыку, следует учесть, что процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.Чтение один из видов речевой деятельности наряду со слушанием, говорением и письмом, во время которого ребенок воспринимает сообщение, зафиксированное при помощи графических знаков. Их необходимо освоить и научиться воссоздавать по ним звучание слов и предложений прежде, чем приступать непосредственно к чтению [1, с. 2].Сложное речевое умение, доведенное упражнениями до автоматизма, позволяющее читателю воспринимать содержащуюся в текстах информацию, перерабатывать ее (получать новые знания, выявлять причинно-следственные связи, осознавать идею художественного произведения, формировать собственное отношение к прочитанному, использовать полученную информацию с пользой для себя), называется навыком чтения [2, с. 24].К показателям сформированности навыка чтения относятся: правильность (безошибочность и плавность воспроизведения звуковой стороны текста); беглость (такой темп чтения, который обеспечивает наилучшее понимание читаемого (для чтения вслух от 50–60 до 130–150 слов в минуту);сознательность (степень понимания читателем смысла);выразительность (использование при чтении вслух интонационных средств, необходимых для передачи смысла читаемого) [4, с. 25].Проблема метода обучения навыку чтения в теории и практике начальной школы наметилась в середине XIX века, когда не было не только учебников, но и приемов, направленных на усвоение прочитанного материала младшими школьниками. Детей учили читать, однако важнее научить не просто читать, а понимать суть прочитанного, уметь интерпретировать мысли автора и делать собственные выводы. С конца 50-х гг. XIX в. началась активная работа по созданию методики обучения детей осознанному чтению: этот вопрос обсуждался в педагогической печати, обсуждался на собраниях и съездах учителей и преподавателей, составлялись проекты программ начального обучения. Были попытки разработать новые методы обучения чтению, направленные на достижение понимания детьми содержания текста, что отразилось в нескольких терминах: «отчётливое чтение» (Ф. И. Буслаев), «пояснительное чтение» «толковое чтение» (Н. А. Корф), «объяснительное чтение» (И. И. Паульсон) [5, с. 128].Опираясь на работы и технологии авторов, которые в свое время изучали деятельность в целом («Теория формирования умственных действий» Гальперина, «Теория деятельности» Леонтьева, теории Занкова, Эльконина–Давыдова) [3, с. 186]. Т. Н. Сметанникова пришла к выводу, что несмотря на то, что все технологии описаны разными словами, суть остается одна: любая деятельность на уроке литературного чтения подразделяется на три этапа, поэтому и стратегии она разделила на три уровня: предтекстовая, текстовая и послетекстовая деятельность [6, с. 186].Исходя из этого, разделим методы и приемы развития навыка смыслового чтения в зависимости от этапов деятельности:методы:
  • на этапе предтекстовой деятельности знакомство с заголовком, мозговой штурм, прогноз и впечатление;
  • на этапе текстовой деятельности чтение с пометами, инсерт, кластер, ментальные карты;
  • на этапе послетекстовой деятельности лови ошибку, изменение перспективы;
  • приемы:
  • на этапе предтекстовой деятельности составление глоссария, ориентиры предвосхищения;
  • на этапе текстовой деятельности чтение с остановками, чтение про себя с вопросами, дневник двойных записей;
  • на этапе послетекстовой деятельности использование кубика Блума, ромашки вопросов, синквейн.
  • Рассмотрим, как можно применять упомянутые методы и приемы на уроках литературного чтения. Знакомство с заголовком дает школьникам возможность, даже не читая текст, предположить, о чем будет содержание. Можно обсудить, какой теме посвящен текст, кто будет героем, в чем отразится основной смысл и т. п. Этот метод работает на развитие воображения и фантазии ребенка, ограничивая их только рамками названия обсуждаемого заголовка.Мозговой штурм это генерация идей, используемая как предтекстовый инструмент для стимулирования креативности и поиска нестандартных решений перед началом чтения текста. Можно связать мозговой штурм со знакомством с заголовком. У учителя в этом случае нет задачи оценить ответы учащихся или подвергнуть их критике, что, в свою очередь, позволяет школьникам свободно высказывать любые предположения, даже самые фантастические. В самом начале обсуждения можно попросить детей высказать все мысли, затем попросить оставить только заслуживающие внимание, в итоге сократив до нескольких идей, имеющих право на существование. Метод мозгового штурма хорош тем, что, экономя время, раскрепощает участников, позволяя им свободно мыслить и взаимодействовать друг с другом.Прогноз и впечатление – предтекстовый метод, суть которого состоит в том, что ученики, основываясь только на собственном опыте и знаниях, учитывая заголовок, пытаются угадать, о чем текст. Учитель задает наводящие вопросы о том, какие мысли, эмоции и чувства возникают перед прочтением, стараясь запомнить все высказанные тезисы, чтобы вернуться к ним после прочтения текста. Если текст содержит некоторые малоизвестные слова или словосочетания, учитель может их выделить, написать на доске и объяснить значение. Так будет проведена еще и лексическая разминка. Метод хорош тем, что повышает мотивацию и интерес к чтению за счет личной вовлеченности учащихся и элемента интриги.На этапе текстовой деятельности чтение с пометами, кто-то использует слово инсерт, учит школьников читать вдумчиво, осмысленно, прогоняя информацию в голове и отвечая на вопросы «Что из этого я уже знал? Что я узнал нового?» На этом этапе работы и при использовании этого метода учитель проверяет у учеников наличие карандашей, чтобы было чем делать пометки. После чтения и внесения в текст пометок учитель может развернуть их обсуждение либо в парах, либо в командах. Так у детей появится больше информации о прочитанном и останется меньше вопросов, связанных с непонятыми фрагментами текста. Также методом развития навыка смыслового чтения на этапе текстовой деятельности является кластер. Учитель в данном случае не ограничивает фантазию детей: в итоге каждый ребенок строит собственную схему, опираясь на прочитанный текст, в которой все элементы связаны между собой содержанием и тематикой. В процессе чтения дети учатся не только находить ключевые слова, но и выстраивать между ними взаимосвязи, обращая внимание на логику повествования.К методам, относящимся к графическим способам организации текста, относятся ментальные карты, отличающиеся от кластера тем, что это более сложные схемы, связи. Это многоуровневая структура, опираясь на которую ребенок может вспомнить не только основное содержание текста, но и его детали. Можно предлагать строить ментальные карты в виде дерева, ствол которого – ключевое слово, ветви – ключевые слова, подветви – словосочетания, помогающие раскрыть содержание ключевых слов. Учащиеся могут использовать разные размеры линий ветвей и их размеров, чтобы картинка была более привлекательной визуально.На этапе послетекстовой деятельности хорошо использовать методы «лови ошибку» и «изменение перспективы». В первом случае требуется небольшая работа, проведенная учителем заранее: нужно разбросать как можно больше ошибок в тексте, чтобы ученики нашли их и исправили. Данный метод позволяет проверить понимание прочитанного и закрепить его, актуализирует бдительность школьников, всегда вызывает положительные эмоции у учащихся, развивая критическое мышление.При «изменении перспективы» учитель просит детей встать на место героев или объектов повествования и пересказать текст с их точки зрения. Учащиеся учатся не только понимать мотивы и чувства героев произведений, но и анализировать поступки и эмоции персонажей. Что немаловажно – данный метод развивает навыки устной и письменной речи.Перейдем к приемам развития навыка смыслового чтения на этапе предтекстовой деятельности. Можно использовать составление глоссария и ориентиры предвосхищения. В первом случае школьниками самостоятельно производится отбор ключевых терминов, которые требуют пояснения или обращения к словарям. Однако учитель может проделать эту работу заранее, выписав из текста все словосочетания и термины, привести их расшифровку на экране проектора или доски. Лучше, чтобы определения к словам/словосочетаниям были из надежных источников, например, словарей. При использовании ориентиров предвосхищения важно сначала актуализировать фоновые знания о теме текста и лишь затем задавать ориентиры для прогнозирования содержания. Отлично, если небольшой подсказкой будет иллюстрация к тексту. Если она отсутствует, сгенерировать ее можно с помощью нейросетей.На этапе текстовой деятельности хорошо зарекомендовали себя приемы чтение с остановками, чтение про себя с вопросами, дневник двойных записей. Учащимся предлагается делать паузы после каждой смысловой части, обсуждая прочитанное и прогнозируя развитие сюжета. Это помогает усвоению текста даже самыми слабыми учениками, развивает критическое мышление и умение анализировать полученную информацию.Чтение про себя с вопросами – это работа один на один, которая развивает умение задавать вопросы к тексту, задавать вопросы себе и автору. Можно этот прием использовать в парах: один задает вопросы, второй отвечает, следующий фрагмент текста – наоборот. Дневник двойных записей – один из самых любимых школьниками, так как позволяет связать содержание текста с собственным опытом. Можно попросить детей поделить лист тетради на 2 столбца, где в один нужно выписывать цитаты, афоризмы, интересные мысли или идеи, а во второй – расшифровку, собственные эмоции или другие заметки. Если ученик выписывает мысль, с которой не согласен, то справа обязательно нужно попросить привести аргументы.На этапе послетекстовой деятельности популярен прием кубик Блума, когда учителем используется кубик, на гранях которого расположены вопросы. Например, «Почему…», «Назови…», «Объясни…», «Предложи…», «Поделись…» Прием помогает правильно формулировать вопросы и давать на них ответы, аргументировать собственные выводы, развивает навыки устной речи.Прием «Ромашка вопросов» может быть как проработан учителем заранее, когда он сам готовит вопросы к тексту, так и использоваться без предварительной подготовки, когда дети сами создают коллекцию вопросов к тексту, а позже сами же на них отвечают.Прием синквейна является одним из распространенных среди педагогов. С его помощью можно обобщить, осмыслить и систематизировать прочитанное. При выделении ключевых идей каждый школьник может выразить свое понимание темы, связать полученную информацию с уже имеющейся и изученной ранее. Несмотря на то, что прием кажется сложным, школьники с большим удовольствием применяют его на уроках литературного чтения.Очевидно, что вышеуказанные приемы работы могут быть широко использованы для развития смыслового чтения младших школьников. На уроках литературного чтения в начальных классах необходимо чаще создавать условия для формирования у младших школьников навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.Стоит отметить, что при выборе методов и приемов для развития навыка смыслового чтения очень важна личность педагога. Грамотная и живая подача материала, правильно подобранный текст и иллюстрации, учитывание особенностей класса, планирование и связь с ранее изученными материалами – все это играет большую роль после выбора инструментов для работы. Учителю важно быть мотиватором в этом нелегком процессе – познании мира художественного и информационного текстов.Литература1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – 2012. – № 1. – С. 1–3.2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка / соч. Федора Буслаева. Ч. 1-2. М.: Унив. тип, 1844. 731 с.
  • Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: МГУ,1985г. -231с.
  • Невуева Л. Ю. Паузативные характеристики выразительного (смыслового) чтения у младшего школьника [текст] / Л. Ю. Невуева, А. А. Зубченко // Научные исследования в психологии. – 1978. – № 1. – С. 42–46.
  • Паульсон И. И. Первая учебная книжка: классное пособие при обучении письму, чтению и началам родного языка / сост. И. Паульсон. Изд-е нов. стер. СПб.: Тип. Р. Голике, 1902. 202 с.
  • Сметанникова Т. Н. Технология смысловое чтение в начальной школе: пособие для учителя / под ред. Г. И. Беленького. – М. : Просвещение, 1986. – 191 с.
  • Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 томах. Т. 4 [текст] / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федераци» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [электронный ресурс]. — Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.11.2025).
  • -