Публикации Патриотическое воспитание в современном образовании и на уроках иностранного языка.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание в современном образовании и на уроках иностранного языка.
Автор: Толстых Виктория Вадимовна

Патриотическое воспитание в современном образовании и на уроках иностранного языка.

    Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

    Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.

    В ходе учебного процесса учащиеся должны иметь возможность не только развивать навыки аудирования, но и знакомиться с реалиями жизни англоязычных стран (жизнью школьников, проблемами молодежи за рубежом). Пассивное восприятие обязательно подкрепляется активным участием, дает учащимся возможность развить свои творческие способности, создать атмосферу праздника, составлять и проводить интересные конкурсы, соревнования. Конкурсы, с применением методик, используемых для раскрепощения личности, преодоления комплексов, свойственных подростковому возрасту, особенно забавны и необычны. Они помогают ребятам почувствовать себя уверенно в новом, разновозрастном коллективе.

    Одна из основных задач современного образования – готовность выпускников к решению проблем. Дело не столько в реальной эффективности принимаемых решений, сколько в психологической готовности наших учащихся брать на себя ответственность за принятые самостоятельно решения. Ни один учитель не в состоянии подготовить своих учеников к решению всех проблем, однако в ежедневной классной и внеурочной деятельности педагог должен стараться смоделировать проблемные задачи. Их решение требует от молодого человека умение и готовность работать в группе, умение брать на себя ответственность, быть лидером. Для реализации этой воспитательной задачи используется проектная методика. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” и “All About Me”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

    В процессе работы учащиеся действуют в качестве руководителей групп, воспитывают в себе лидерские качества, умение вырабатывать и отстаивать свое мнение, учатся брать на себя ответственность за принятые решения, становятся активны, самостоятельны, инициативны, артистичны.

    Технологические и информационные изменения в мире происходят так стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития, без постоянного обновления ранее полученных знаний.

    Для решения этой задачи следует развить у учащихся:

1) Желание и стремление извлекать нужную информацию с помощью интернета.

2) Умение пользоваться учебными сайтами для отработки навыков аудирования, грамматических и лексических умений, способность проверить уровень своей языковой подготовки.

3) Принципиально важным для современного образования является то, что любой специалист должен иметь высокий уровень владения не только устной, но и письменной речи. Это необходимо для карьерного роста в любой профессии. Например, в процессе переписки с зарубежными сверстниками ученики рассказывают о своей жизни, о жизни своего поселка, своей Республики. Они подсознательно начинают испытывать гордость за свою Родину.

    Таким образом, осуществляется и решение задачи – воспитание патриотизма в детях.

-