Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мыслительные карты, как визуальный метод преподавания.
Автор: Толстых Виктория Вадимовна
Мыслительные карты, как визуальный метод преподавания.
Мыслительные карты – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого.
Мыслительные карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект.
Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:
1) cоздать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения;
2) oрганизовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся;
3) конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
4) oсуществлять дифференцированный подход к учащимся;
5) oрганизовывать самостоятельную работу учащихся;
6) oрганизовывать проектную деятельность учащихся;
7) научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений;
8) зазвивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.
Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном.
Карты Ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному, неограниченному мышлению.
Карты Ума – это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Карты Ума можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Существуют определенные правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:
- основная идея, проблема или слово располагается в центре;
- для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки;
- каждая главная ветвь имеет свой цвет;
-для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. Д;
-главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями;
-ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева);
-над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;
-для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
