Публикации
Сюжетно – ролевая игра как средство развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сюжетно – ролевая игра как средство развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Автор: Пчелкина Наталья Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сюжетно – ролевая игра как средство развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Автор: Пчелкина Наталья Ивановна
Н.И. ПчелкинаМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №30» г. Белгорода, учитель г. БелгородСюжетно – ролевая игра как средство развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.Аннотация. В статье отмечена роль сюжетно-ролевых игр в усвоении детьми с тяжелыми множественными нарушениями элементарных нравственных норм. Раскрыто понятие «сюжетно-ролевая игра», выделены приемы руководства сюжетно – ролевой игрой.Ключевые слова. Сюжетно – ролевая игра, тяжелые множественные нарушения развития, игровые приемы.Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка: через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает моральными ценностями, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, усваивает социальный опыт. Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Изучением сюжетно-ролевой игры занимались такие ученые, как Р.И. Жуковский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин. Основы творчества в сюжетно-ролевой игре освещались Е.А. Аркиным, Л.А. Венгером, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей, Н.Н. Поддъяковым, А.А. Рояк и др.Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет / содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой:-прямые (ролевое участие в игре, разъяснения, показ, оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)-косвенные (дидактические игры, чтение художественной литературы, экскурсии и целевые прогулки).Игровые приёмы, являются специфическими для обучения детей с ТМНР.О.М.Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация. Все качества и знания формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.Благодаря сюжетно-ролевой игре: активно обогащается и развивается словарь детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности. Игра помогает детям с тяжелыми множественными нарушениями развития приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.При условии целенаправленного формирования игровых умений и контроля за самостоятельными играми детей с ТМНР, игра становится формой организации детской жизни, является важным фактором социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Важную роль играет умение начать ролевую игру, не менее важно ее остановить либо перевести на другой сюжет. Если учесть то, что у ребенка ярко выражена склонность к подражанию, то, придумывая сюжетно-ролевую игру, педагог получает уникальную возможность повлиять на развитие будущих наклонностей ребенка и его воспитание.При отборе материала по организации сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать особенности детей, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать особенный ребёнок.Среди многообразия игр на уроках технологии можно использовать: сюжетно-ролевые игры, игра-труд, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы. Надо отметить, что эта классификация весьма условна, так как в каждом виде игры есть трудовые элементы, но задачи у всех них различны. Игровые методы относятся к методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.Сюжетно-ролевая деятельность на уроках технологии используется в качестве элементов урока или его части. Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей с тяжелыми множественными нарушениями развития последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.ЛитератураБойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. – К.:Рад.школа, 2014.- 112 с.34 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.:Речь, 2014 – 272с
