Публикации Особенности логопедической работы с детьми при нарушениях зрения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности логопедической работы с детьми при нарушениях зрения
Автор: Ромахова Людмила Николаевна

Особенности логопедической работы с детьми при нарушениях зренияВ силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития , которые часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.Для детей с нарушениями зрения в речи характерны неправильное усвоение артикуляции звука, системы признаков звуков, необходимых для их различения. Им также свойственны трудности различения звуков по акустико-артикуляционным признакам.Чаще всего среди нарушений звукопроизношения встречаются сигматизм, ламбдацизм, ротацизм.Основой для формирования правильного звукопроизношения при дефектах зрения является использование сохранных слухового и двигательного анализаторов, которым принадлежит основная роль в формировании речеслуховых и речедвигательных представлений.На лексической и семантической стороне языка отражается недостаточность сенсорного и жизненного опыта, что приводит к вербализму - формальному усвоению знаний.Также характерно однообразие в использовании лексических средств, эхолалии, ограниченность глагольного словаря, своеобразие процессов развития значений слов.Коррекционная работа с обучающимися младших классов направлена на обогащение словаря, путем углубления понимания уже известных слов, выявление оттенков значений, различение синонимов, подбор антонимов. Активизация словаря заключается в работе по введению из пассивного словаря в активную речь.Необходимо использовать специальные приемы и способы: показ предмета или действия, обозначаемого словом, рисунка, иллюстрации, макета. Объяснение непонятных слов путем замены его синонимом, подбор антонимов, словообразовательный анализ, объяснение слов с опорой на контекст.Овладение детьми грамматическим строем происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и подражания. Дети с нарушениями зрения с трудом овладевают пространственными отношениями, поэтому они не могут правильно отразить их в речи.В работе по развитию связной речи слабовидящих детей используются различные упражнения: пересказ прослушанного теста, беседа, работа над загадками, пословицами, поговорками.Также слабовидящие дети испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния, что сказывается на интонационном оформлении – бедности и монотонности речи. Поэтому важной составляющей коррекционной работы является формирование процессов приема и передачи вербальной и невербальной информации, мимических средств выразительности.При перспективном планировании коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями зрения одними из основных являются следующие разделы:- формирование общих речевых навыков: развитие слуховой памяти детей, обучение умению слушать и слышать обращенную речь, обучение дифференциации звуков, умению распознать источник звука;- развитие фонетической стороны речи (подготовка к постановке звуков, постановка звуков, дифференциация звуков);- совершенствование импрессивной речи;- развитие лексической стороны речи- формирование грамматической стороны- обучение связной речи.Методы и приемы коррекционной направленности:- использование специальной наглядности, крупной фронтальности, использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;- обязательно вводятся физкультминутки, т.к. эти дети быстроутомляемые;- индивидуальный подход- использование указки- рассматриваемые объекты должны иметь четкий контур- непрерывная нагрузка - 10 мин.
-