Публикации
возраста «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: возраста «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Автор: Панченко Ирина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: возраста «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Автор: Панченко Ирина Сергеевна
«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ».Воспитатель«Детский сад общеразвивающего вида №81»Панченко Ирина Сергеевнаг. ВоронежАннотация. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. В статье рассматриваются принципы и приемы формирования интереса к изобразительной деятельности, средства и методы, необходимые для продуктивной изобразительной деятельности дошкольника.Ключевые слова: народное искусство, формирование интереса, изобразительная деятельность дошкольников. Интерес ребенка является .Возраст: 5-6 летИзобразительная деятельность активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.Художественными средствами изобразительной деятельности в разных ее видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс).К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 5-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом.Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т. д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми поступающими в школу.Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства и рождено оно самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству.Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребенка. Подлинно народное искусство отличается простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно близко восприятию, понятно и доступно дошкольникам.Характерными особенностями произведений народного искусства являются:- красочность, декоративность, привлекательность-близость к природе-традиционность-духовностьНародное искусство имеет огромный воспитательный аспект, способствует воспитанию патриотических чувств у детей. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре.Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу, доступно детскому восприятию, раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.Народное искусство создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства и способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Народное искусство обладает большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка, способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение.При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций расширяется и обогащается словарный запас, формируется связная речь, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством следует по принципу постепенности, связанной с возрастом ребенка и строится в трех направлениях:1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства2. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам подлинных предметов народных промыслов3.Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеровФормы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста:- рассматривание с детьми подлинных предметов народных промыслов, образцов росписи- рассказы об истории того или иного промысла- дидактические и хороводные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора»…- слушание народной музыки, знакомство с фольклором, обычаями и обрядами- чтение художественной литературы, стихов, загадок, потешек- рисование, лепка, аппликация- составление описательных рассказов о созданных изделиях - театрализованные игрыПредметы народных промыслов, с которыми можно познакомить детей:Дымковская игрушка - изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узоромМы игрушки знатные,Складные да ладные,Мы повсюду славимся,Мы и вам понравимся!(П. Синявский)Филимоновская игрушка - удивительная глиняная игрушка - смешная, причудливая и очень выразительнаяКаргопольская игрушка - среди глиняных игрушек много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юморомБогородская игрушка – это деревянные резные игрушки, некоторые части которых делают подвижнымиМатрешка - ее знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенираХохломская посуда - Эти липовые ложки,Блюдца, ковшики, матрешки,Расписала нам самаЗолотая Хохлома!(Л.Куликова)Гжельская посуда – это настоящее синее чудо на белом фонеГородецкая роспись –Желтый вечер, черный конь,И купавки, как огонь,Птицы смотрят из ларца –Чудо-роспись Городца!(Л. Куликова)Жостовский промысел – это изумительной красоты подносы фантастического мира цветов, которые выглядят как живые. Жостовские подносы вносят в наш дом праздничностьЖелания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения взрослых к этой работе. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры и наша общая задача: сохранить все это ради настоящего и будущего СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуру. – М., 2014 г.2. Ред. Некрасовой М. А. Народные мастера, традиции, школы. – 2015 г.3. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М., 2014 г.4. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 2016 г.5. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. Художественные промыслы России. – М., 2014 г.6. Ред. Станицкий А. В. Народные художественные промыслы. – М., 2015 г.
