Публикации
ВЛИЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЛИЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Спиридонова Екатерина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЛИЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Спиридонова Екатерина Васильевна
ВЛИЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАТворческие способности – далеко не новый предмет исследования. Ю.Б.Гиппенрейтер, в самом общем виде творческих способностей определяетследующим образом. Творческие способности – это индивидуальныеособенности качества человека, которые определяют успешность выполненияим творческой деятельности различного рода. Анализ научно – теоретическихисточников показал, что особое внимание уделяется развитию творческогопотенциала, как центрального психического новообразования детства.Александр Асмолов говорит о том, что стандарт выступает сегодня как особаякультурная норма поддержки разнообразия и главная задача стандарта, чтобы удетей была мотивация к развитию и творчеству, позитивная социализация ииндивидуализация личности. Следует отметить, что дополнительное образование детей дошкольноговозраста по праву рассматривается как важнейшая составляющаяобразовательного пространства, социально востребовано как образование,органично сочетающее в себе воспитание, обучение и всестороннего развитиеличности ребенка. Заказчиком в сфере дополнительных образовательных услугявляется законные представители (родители) ребенка, которые хотят видетьсвое чадо творческой личностью. Чтобы удовлетворить запрос родителей в ГБДОУ детского сада №81 была организованна программа дополнительного образования «Мир танца» Цель программы: создание условия для развития хореографическихспособностей дошкольников 5-7 лет через занятия танцевальным искусством.Образовательные задачи: обучение детей танцевальным движениям, формирование умения слушать музыку, понимать еенастроение, характер, передавать их танцевальными движениями и другое.Главная воспитательная задача – воспитать общую культуру личностиребенка, способность ориентироваться в современном обществе. Развивающие задачи подразумевают развитие творческих способности детей; развитиевоображения, фантазии, а также активность, самостоятельность и другое.Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья детей.Программа рассчитана на два года обучения: для детей шестого годажизни (5-6лет) и для детей седьмого года жизни (6-7лет). Занятия проводятсядва раза в неделю по 25-30 минут.Форма обучения – групповая. Учебный материал включает в себя: музыкально-ритмические занятия;элементы народного, сюжетного, историко-бытового, классического танцев.Занятия направлены на общее развитие дошкольников, на приобретениеустойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, ноне может дать детям профессиональной хореографической подготовки.Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев,объединенных в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры итанцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой методпроведения занятий.Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяцапедагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя циклаотводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденногоматериала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая –окончательному закреплению пройденного материала. Такой методдетям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал.Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболееответственные и главные, т.к. освоение программы зависит от общей суммызнаний и навыков.Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения наразвитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитиегрупп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующиеупражнения, упражнения с предметами, музыкально-подвижные игры,упражнения на импровизацию.Занятие состоит из трех частей: вводной (поклон, маршировка, разминка),основной (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного, атак же разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций) изаключительной (музыкальные игры, вспомогательные и корригирующиеупражнения).Изучение программы начинается с несложных движений и заданий напервом году обучения, затем расширяется, совершенствуется и обогащается впоследующем году.На первом году обучения особое внимание уделяется постановке корпуса,рук, ног, головы. В течение всего второго года дети занимаются ритмикой,детскими сюжетными, эстрадными, доступными народными танцами и изучаютэлементы классического танца. В течение всего второго года используетсяматериал первого года, он принимается за основу, дополняя его новымизнаниями. Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.Новизна настоящей программы заключается в том, что в нейинтегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка,пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме иадаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является:активное использование игровой деятельности для организации творческогопроцесса, а так же развития творческих способностей детей дошкольноговозраста по средствам импровизации. С целью проверки освоения воспитанниками программного материалапроводится мониторинг образовательного процесса и качеств развитияребенка..Цель мониторинга: изучить особенности проявления и развития у детейтанцевальных способностей. Методика мониторинга представляет цели,методы, процедуру исследования и критерии оценки развития танцевальныхспособностей ребёнка. Мониторинг состоит из 3 разделов: музыка и движение,музыкально-игровое творчество, танцевальное творчество. Оценка уровняразвития танцевальных способностей детей проходит по трехбалльной системе.0 баллов – негативное отношение ребёнка к музыке, музыкальнойдеятельности.1 балл – ребёнок мало эмоционален, не проявляет активного интереса,равнодушен, не способен к самостоятельности, не справляется с заданием.2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес к танцевальнойдеятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения ввыполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнениизадания.3 балла – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива,быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение безпомощи взрослого.Результаты мониторинга могут использоваться для сравнения динамикиразвития в начале и в конце учебного года, чтобы выявить компоненты,требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребёнка. Для проведения диагностики танцевальных способностейребёнка используется групповая и индивидуальная форма работы. Дляиндивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальныепроизведения и разработать задания для детей. Данный мониторинг позволяетотметить рост и развитие танцевальных творческих способностей детей(независимо от первичного уровня подготовки). У воспитанников формируетсяадекватная оценка собственных достижений, появляется стремление ксовершенствованию и видению перспективы. Дополнительная образовательнаяпрограмма реализуется на базе МБДОУ Детский сад № 81 городаСанкт-Петербург более 7 лет и имеет положительный результат.Воспитанники являются активными участниками и победителями в конкурсах и фестивалях, детей частые гости на праздниках и мероприятиях различного уровня, что свидетельствует о позитивном влиянии танцевальной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
