Публикации
Интеллектуальная казачья игра: «Что? Где? Когда?».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеллектуальная казачья игра: «Что? Где? Когда?».
Автор: Чернега Ангелина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеллектуальная казачья игра: «Что? Где? Когда?».
Автор: Чернега Ангелина Владимировна
Интеллектуальная казачья игра: «Что? Где? Когда?».АТАМАН ШКОЛЫ: ЗДОРОВО ДНЕВАЛИ, КАЗАКИ И КАЗАЧКИ!Все: Слава БОГУ! Ход мероприятия:В начале игры к участникам обращается казачий атаман с напутственным словом:Атаман:Здоровья, успехов желаю тому,Кто сеет добро в этом мудром дому! Где свет да ученье процветает,Там горюшко никто не знает!Ведущий: Терских казаков отличал особый диалект, и сейчас мы проведём «ОПРОСНИК» по словарю казачьего говора. Ведущий называет казачье значение слова, а участники современное. Каждый правильный ответ – орден. В конце подводится итог, и выбирается лучший казачий класс, набравший большее количество подсолнухов.1. ТУР Городище – чердакГутарить – говоритьГумно – место для хранения зернаКурень – домВечерить – ужинатьШлях – дорогаАтаман – вожакКазаки – вольные людиМайдан – площадьСтаница – большое село Хутор – малое селоКочет – петухЧувяки – тапкиХворать – болетьЦибарка – ведроЗавеска – фартук Баз – двор или огороженный загон для скота.Нехай – пустьНоне – сегодняАбы – кое-как, небрежноБабник – вид женской прическиАрапник – длинный кнут Баять – разговаривать, рассказыватьВкупе – вместе, сообща2 Тур В этой таблице зашифрованы слова из лексикона казаков времен М. И. Платова. Ваша задача в течение 2 минут как можно больше найти их и записать.Стремя, кнут, есаул, хутор, седло, казак, дон, кисет, фуражка, нагайка, каша, шашка, конь, пушка, дочкаПока участники выполняют задания проводится с классами: Историческая пауза.Ведущий рассказывает:«Легенды не считаются полностью достоверными историческими свидетельствами, но, в большинстве своем, легенды основаны на реальных событиях. Донская земля хранит немало тайн и загадок…Почему Дон Ивановичем зовут.«Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, а другого - Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться. Подросли сыновья, пора им было судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всём и дорогу каждому указал.Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болтах. А Дон Иваныч шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен да славен...Сказка - сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один – перешагнуть можно, это – Дон. Другой – широкий да бурный – Шат. Дон все на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал. Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают. Недаром и зовут люди реку свою родную ласково - Дон-Иванычем.Много поэтических легенд и сказаний сохранил народ о казачьей вольнице. Так, например, существует легенда об Иштереке, его дочери Султанет и вольных людях, предводительствуемых Сары-Азманом на Дону.Впервые эту легенду записал писатель Александр Николаевич Скрипов в 1951 году по рассказу жителяРостова - на - Дону - казака С. Щелкунова. Но автор ее - народ».3 ТУР Вопросы для команд:Вопрос 1. «Терский казак честь не кинет, хоть головушка сгинет».Вопрос: Но не всегда удача сопутствовала Платову, при императоре Павле пришлось ему сидеть и в тюрьме. Недруги сказали государю, что он хочет поднять казаков на бунт. Под конвоем атамана отвезли в Кострому. В то время в Костроме находился в ссылке знаменитый ясновидящий монах Авель, сидел за свои правдивые предсказания. Платов спросил Авеля, долго ли ему гнить на чужбине? Авель ответил, здесь в Костроме не долго. Однако при Павле I, ждут атамана не малые испытания. Когда клевета обнаружилась Платов был освобождён, и назначен на Дон командовать полками. Казачьи войска было решено отправить на завоевание Индии. Но началась Отечественная война, и для Платова наступило особое время. Атаман это знал, помнил слова вещего монаха. Что это были за слова?Ответ: Слава («Ждёт тебя при новом государе слава. Делай своё дело, а слава тебя найдёт»).Вопрос 2 «Слава казачья, а жизнь собачья».Вопрос: Не все пришедшие на Дон люди находили здесь то, что ожидали. Казачество разделилось на две части: на бедных («голотьбу») и богатых («домовитых»). Богатые жили в низовьях Дона, где находились лучшие земли, рыбные ловля и угодья; им же доставалась большая часть царского жалованья, присылаемого из Москвы за порубежную службу. В верховьях Дона и по его притокам селилось казачество победнее. Недовольство голутвенного казачества и беглых крестьян своим положением способствовало тому, что в 1670 году вспыхнуло казачье-крестьянское восстание. Кто из атаманов был его предводителем?Ответ: Степан РазинВесной 1667 года на Дону, в Паншинском городке, вокруг Степана Разина стали собираться бедные казаки, беглые крестьяне и посадская беднота. Очень скоро отряд Разина вырос в настоящее войско в несколько тысяч человек. Вооружив его Разин собирался двигаться на Москву. Войска Разина двинулись вверх по Волге. У волжского города Симбирска отряды казачье-крестьянских войск встретились с государевыми войсками. Разинское войско было разбито, а сам атаман тяжело ранен. Укрепившись на Дону в земляном Кагальницком городке, Разин хотел собрать новое войско и продолжить борьбу. 14 апреля 1671 г. богатые казаки во главе с атаманом Яковлевым окружили Кагальник, сожгли укрепления, перебили сопротивляющихся, а самого Степана Разина с братом Фролом взяли в плен. Из Черкасска Степана Разина отправили в Москву, где на Красной площади в присутствии огромного количества людей, его казнили.Вопрос 3.«Гайтан на шее, да шашка сбоку - не скоро быть смертному сроку». (Гайтан – шнурок).Вопрос: Этот символ - святыня, за которую казак должен биться не щадя жизни, не допуская её осквернения. Если он попадал в руки врагу, такой полк расформировывался. В отличии от регулярных российских войск донские казачьи полки получали от царей этот важный символ только за боевые подвиги во время военных действий. О каком символе идёт речь?Ответ: Важный символ полка это знамя.В центре столицы казачества, городе Новочеркасске стоит старинное двухэтажное здание, это один и старейших музеев России. Здесь хранится большое количество знамён, полковых штандартов, бунчуков. (Бунчук у казаков — символ власти, воинской доблести и особого статуса в казацком обществе. Представлял собой древко, увенчанное металлическим шаром или навершием, из-под которого свисали конские хвосты, кисти или пучки окрашенной конской гривы). Вопрос 4. «Мой дом - моя крепость».Вопрос: Жилища казаков были весьма характерны. Свои дома они называли куренями. Казачье жильё совмещало в себе и место обитания и оборонительное сооружение. У запорожцев так называли деревню в 100 домов. Как назывался дом у казаков.Ответ: Курень.В казачьих городках скромно лепились друг к другу немногочисленные приземистые домики или просто землянки без дворов и хозяйственных построек. В центре обычно ставилась одна большая становая изба на несколько односумств, называвшаяся куренём. Слово курень происходит от монгольского хурээн, что значит «лагерь», «стан», «пастбище» в форме круга. Слово это попало в Запорожскую сечь, где приобрело новое значение. Сечь делилась на курени, во главе которых стояли куренные атаманы. Казаки, входившие в курень, вели общее хозяйство и жили в одном большом доме, также называвшимся куренем. От запорожцев донские казаки переняли харктер постройки и её название. Впоследствии, этим словом стали именовать семейные жилища. Курень- казачий дом на высоком фундаменте (подклете). Казаки строили свои дома всегда со смежными комнатами, причем, с таким расчётом, чтобы из одной комнаты в другую можно было попасть, идя как бы по кругу.Вопрос 5.«Мир крив, а Бог его выпрямляет. Враг глуп, а казак его вразумляет!»Вопрос: Суда, на которых выходили казаки в море, строились без палуб. Острые с кормы и носа, имели от 50 до 70 футов длины. Как назывались эти казачьи лодки?Ответ: СтругиВсе казачьи струги снабжались двумя рулями с носа и с кормы - чтобы не терять времени при полном развороте. Одна струга вмещала 60- 100 бойцов.Вопрос 6.«В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком».Вопрос: Казаки крепко держались традиции и в поведении, и в одежде. Форма у них строгая, оружие только необходимое. А вот убранство коня, особенно парадное, очень красивое. Любили казаки своих коней. Упражнение с оружием, конные заезды каждый день, без коня казак не казак. Казачьи кони порода особенная, кровные донские скакуны наследники тех чудо коней, что паслись в здешних степях 200-300 лет назад. Прогонистые, сухие, привыкшие к суровой степной жизни, быстрые на ногу, умеющие без ржания хоронится в камышах, перелесках, засеках, и чувствующие всадника кожей. Только такие лошади и нужны были тут, где всё подчинено воинской пограничной службе. Как называется порода лошадей?Ответ: дончаки«Казачья лошадь характеризуется горбатой головой, тонкой и длинной шеей, прямой и сильной спиной, глубокой подпругой, длинными и сухими ногами и вообще тощим складом тела и небольшим ростом (редко выше 2 арш. 2 в.); масть преимущественно бурая, караковая и рыжая, реже серая или гнедая. Она отличается неутомимостью, выносливостью и неприхотливостью к условиям содержания, остротой зрения и дальнозоркостью, дикостью нрава и быстротой хода (6 вер. в 9 мин. и 13 вер. — в 18 мин.)»Вопрос 7. «Казак терской – рубака лихой»Вопрос: Воевали казаки искусно и умело тем более, что обычно им приходилось сталкиваться с превосходящим их числом противником. Не раз испытывали на себе турки, татары и горцы – это способ боевых действий казачьей конницы, заключавшийся в заманивании неприятеля под удар главных сил (например, артиллерии), часто находившихся в засаде. Как он назывался?Ответ: Вентерь«Вентерь» у терских казаков - это боевой тактический прием у донских казаков. Встречая неприятеля небольшим отрядам, они притворялись, что отступают и заманивали врага туда, где располагались основные силы. Там вражеское войско окружали и уничтожали. Своё название этот приём получил от рыболовной снасти - сети, натянутой на ряд всё уменьшающихся обручей с мешком на самом конце. Попасть в вентерь рыбе было легко, а выбраться невозможно.Вопрос 8.«Казачья смелость порушит любую крепость».Вопрос: Свою силу и отвагу казаки показали туркам и другим своим недругам в сражениях за город-крепость Азов. Борьба за Азов в 1637-1641 гг. вошла в историю под названием «Азовское осадное сидение». Что взяли с собой казаки в знак победы над турками, когда уходили из Азова?Ответ: Железные воротаКазаки взорвали уцелевшие крепостные сооружения в Азове, чтобы не достались туркам, и ушли. На память о доблестных сражениях за Азов они захватили с собой металлические створки и петли крепостных ворот города, а так же металлические калитки и торговые весы. Всё это сегодня хранится в Старочеркасском историко-архитектурном музее заповеднике.Вопрос 9.«Не пей до дна, на дне дурак сидит».Вопрос: Когда нужно было обсудить какой - нибудь вопрос, казаки собирались на общее собрание - «казачий круг». Какие казаки не имели право быть в Кругу?Ответ: «Пенные»Лишались возможности быть в Кругу пенные казаки, т. е. те, кто провинился перед Войском и на кого наложена пеня. Непременным условием для участия в Круге была трезвость: пьяных казаков с позором изгоняли из Круга, накладывали на таких пеню.Тур 4.Загадки:Казак Ермак Кучума бьёт, огня достаёт. (Огниво)Большая оса с железным жалом, смазанным салом. (Пика)Кожаный Мартын, деревянный тын, две сестры-золовки петь они ловки.(Седло со стременами)Чёрный бык на огне жарится, никак он не напарится. (Казан)Четыре брата бегут, друг за другом гонятся. (Колёса у телеги)Слово жюри.Победителей награждают грамотой и объявляют «Лучшим казачьим классом».Ведущий: Ставропольская земля - многонациональна, но коренные жители – казаки. Казак – это надежная сила Родины во все времена. Смелость, отвага, чувство товарищества, выносливость, ловкость, знания и умения – все эти качества воспитывались у казаков с детства. И сегодня мы увидели, какова смена растет у наших казаков.Атаман школы:«Казачьи игры всем на славу!Нам жить без них никак нельзяМы говорим вам до свидания,До новых праздников, друзья!
