Публикации "Инновационные методы исследовательской деятельности у дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационные методы исследовательской деятельности у дошкольников"
Автор: Сивирина Ольга Борисовна

«Инновационные методы исследовательской деятельности у дошкольников»Дошкольники хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. Детей интересуют различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь, снег, град?», «Почему рыбы плавают, а птицы летают?» и т.д. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей. Одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Сейчас ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем чаще и разнообразнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. . Что же такое опытно-экспериментальная деятельность? Экспериментирование — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры. Если у ребенка есть интерес, то он усваивает знания легко и непринужденно, запоминая при этом большее количество информации.Целью опытно-экспериментальной деятельности является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы. Задачи опытно-экспериментальной деятельности. 1.Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.3. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе. Детские эксперименты как маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка.Этапы развития экспериментальной деятельности1. Наблюдение — это первый этап к становлению экспериментальной деятельности. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента. 2.Размышление — второй этап, подводящий к проведению опыта, эксперимента. При наблюдении ребенок начинает размышлять, что помогает ему сформулировать некоторую гипотезу, интересную для него самого, и высказать предположения для решения поставленной проблемы. Этот этап предполагает ответ на вопрос: «Что будет, если…?» и вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать. Проверка гипотезы — проведение опытов и экспериментов. Ребенок пытается доказать правоту своей гипотезы (предположения). Иногда возникает необходимость измерения, что позволяет использовать математические знания ребенка. Вывод. На этом этапе ребенок пытается ответить на вопросы «Как? Зачем? Почему?», подтвердилась или нет его гипотеза. Последний этап дается детям труднее, чем предыдущие, но если экспериментировать с детьми регулярно, то большинство детей легко с ним справляются. Методы и приёмы экспериментальной деятельности.Проблемно-поисковый метод. Педагог создаёт проблемную ситуацию. Дети должны предположить пути решения данной проблемы (выдвинуть гипотезы), попытаться доказать свои гипотезы с помощью опытов и экспериментов, сделать выводы. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения. Педагог мотивирует детей к активному экспериментированию и стремлению получить результат.Наблюдения за объектом. Педагог организует наблюдение за объектом в помещении или на территории учреждения. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников Опыты и эксперименты. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Работа по экспериментированию предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования. Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывали ответственность за их жизнь и здоровье.Экспериментальная деятельность на занятиях по окружающему миру прослеживается на протяжении всего периода обучения. Для проведения опытов и экспериментов я использую простые приборы (лупы, весы, линейки, палочки, стаканчики и тд). Для экспериментов использую природный, бросовый и сыпучий материал. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.В результате организации детского экспериментирования: 1. У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. 2.Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. 3. Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. 4. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.Литература: 1.Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с. 2.Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. е.3.А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 333 с. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2003. — 64с.4.
-