Публикации Доклад на тему «Методические основы работы над репертуаром детского хореографического коллектива»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад на тему «Методические основы работы над репертуаром детского хореографического коллектива»
Автор: Федотова Екатерина Юрьевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЛУЧСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»ДОКЛАДна тему: «Методические основы работы над репертуаром детского хореографического коллектива»Преподавательхореографического искусстваФедотова Е.Ю.г. Красный Луч Методические основы работы над репертуаром детского хореографического коллектива.Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, в контексте данного исследования речь идет о создании нового произведения хореографии. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью способа осуществления, с одной стороны, и по полученным результатам, с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален. Именно оригинальность, новизна и индивидуальность – основные критерии танца. Хореографическое творчество есть эмоционально-художественная деятельность человека, состоящая в создании оригинального произведения искусства.Создание художественного произведения – это постоянная работа мышления, направленная на отбор тех или иных компонентов замысла и его реализации. Перед внутренним взглядом художника проходит бесчисленное количество возможных вариантов, путей развития, логических последовательностей, из которых надлежит безошибочно избрать ту единственную их комбинацию или связь, которая и явится подлинным произведением искусства (ситуацией выбора охватывается не только материал и его последовательное развертывание-развитие, но, естественно, и сами логические принципы этого развития).Эта мыслительная деятельность протекает как бы по законам внутренней речи, в максимально сжатой, сконцентрированной форме и в материале тех конкретных разновидностей субзнакового слоя, которые присущи каждому виду искусства (музыкант мыслит музыкой, живописец – красочными и пластическими формами, архитектор – пространственными структурами, хореограф движением и пространством). В процессе хореографического творчества художник избегает мыслить вербальными построениями, то есть «переводить» свою художественную мысль в нехудожественный словесный ряд. Однако это вовсе не означает, что художник в процессе творчества действует вне мысли и, подобно некоему медиуму, только передает духовную информацию, внушенную ему его дарованием. «Необходимость создания творения уникального, неповторимого, в котором типическое было бы преодолено индивидуальным, необходимость, которая не приходит извне, но вытекает из главного: желания художника высказаться, сказать свою, еще никем не произнесенную мысль, – заставляет его делать выбор, подчиняясь этой новой мысли, которая будет сказана только в произведении и только через произведение» [6, с. 243].Работать с детьми – значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества – личность, развитую всесторонне и гармонично. Это долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье и школе и, конечно, художественное воспитание ребенка.Приобщать маленького человека к миру прекрасного, научить ребенка отличать подлинное произведение от подделки, прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогают ему вырасти настоящим человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта всем проявлениям творческого таланта – задача чрезвычайно важная и столь же сложная. Основу репертуара для детей должны составлять танцы игрового характера, отражающие их главные интересы, инсценировки детских песен, сказок, представления школьной тематики, а также народные танцы, базирующиеся на несложных танцевальных элементах и простых композициях. Большое внимание должно быть уделено разучиванию фольклорных танцев, а также танцев, основанных на спортивных движениях (танцы с лентами, обручами, мячами). Также следует уделить внимание современному танцу. Очень важно, чтобы заложенные в танце мысли, воссозданные танцем реальные событияжизни волновали ребят. Прежде всего, отметим, что процесс подготовки хореографического номера в детском коллективе имеет упорядоченный характер. Разумеется, что существует ряд определенных этапов работы по созданию произведения хореографического искусства. А хореографу-постановщику необходимо придерживаться данной последовательности.Первым на пути к будущему танцевальному номеру возникает замысел, т.е. неконкретное представление о номере. Причины, побуждающие возникновение замысла, могут быть разные, это: и произведения изобразительного искусства; и разнообразные жизненные ситуации; и различные природные явления; литература; собственные личностные впечатления и т.д.Первоначальный замысел представляет собой видение отдельных деталей произведения или в целом впечатления, которое должно произвести произведение. Тема уже присутствует, но идея ещё неконкретна.Далее происходит разработка темы, идеи, драматургии произведения, которая излагается в программе (литературное описание будущего номера является его драматургической основой). Нужно понимать, что не всегда решение отдельных эпизодов намеченных в программе окончательно, многое меняется впоследствии, но в основном, содержание должно оставаться.Программа складывается из следующих составляющих:1. Тема.2. Идея.3. Время действия.4. Место действия.5. Перечисление и образная характеристика действующих лиц (для сюжетной драматургии); образа (для бессюжетной драматургии).6. Драматургия номера (сюжетная или бессюжетная).Важным этапом в создании хореографического произведения является работа с музыкой. Здесь нужно отметить, что второй и третий этапы могут поменяться местами, либо могут происходить параллельно.Работа с готовым музыкальным произведением заключается в следующем:а) прослушивание музыкального произведения с целью соответствия замыслу хореографа-постановщика.б) прослушивание с целью определения внутренней структуры, музыкальной драматургии, характера, анализа музыкального произведения (см. таб. 2.2.1.).Таблица 2.2.1.Анализ музыкального произведенияНа данном этапе возможно другое развитие событий – это поиск музыкального материала, наложение драматургии хореографического номера на драматургию музыкального материала. То есть сначала разрабатывается драматургия номера, а затем идёт поиск музыкального произведения.Следующий этап – совмещение драматургии танца с драматургией музыки. Он характеризуется наличием композиционного решения в пространстве. Данный процесс отражается в развёрнутом музыкально-хореографическом сценарии будущего произведения – композиционном плане, включающем в себя режиссерскую разработку хореографической программы. Композиционный план содержит следующие компоненты:
  • Название номера.
  • Объём по времени (хронометраж).
  • Автор музыкального произведения.
  • Количество участников и их образная характеристика.
  • Тема.
  • Идея.
  • Время действия (исторический период, время года, суток).
  • Место действия (страна, область, село, берег реки, поляна или помещение).
  • Перечисление и образная характеристика действующих лиц (сюжета) или образа в целом (в бессюжетном танце).
  • Драматургия (сюжетная или бессюжетная, в соответствии с музыкальной драматургией).
  • Тут нужно обозначить, что существует пять этапов драматургии, которые, безусловно, соответствуют музыкальной драматургии:
  • экспозиция;
  • завязка;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка.
  • Анализ музыкального произведения (таблица: размер, темп, фразы, такты.)
  • Художественное оформление (свет, декорации, костюмы, аксессуары)
  • Список исполнителей
  • После данного этапа возникает следующий шаг, который заключается в практической работе над композицией номера.Далее следует постановочная и репетиционная работа, осуществляется запись постановочный план, т.е. график работы над номером.В постановочном плане существует определенная структура:
  • Работа с музыкой (концертмейстером, фонограммой).
  • Этюдная работа.
  • Постановочная репетиция.
  • Индивидуальная работа с солистами.
  • Сводные репетиции (разные возрастные группы).
  • Репетиция в костюмах.
  • Репетиция на сцене со светом и костюмами.
  • Генеральная репетиция (последняя репетиция перед выпуском, при полном оформлении желательно с публикой).
  • Премьера.
  • Последний этап – запись танца, не является обязательным в работе с детским коллективом, но желателен, для возможности сохранения репертуара в рамках конкретного творческого объединения. Заключительный этап содержит следующие компоненты:1. Литературное описание.2. Графическое изображение.3. Очерк танца: – краткое содержание,– характер,– манера исполнения,– количество исполнителей,– музыкальное сопровождение,– музыкальный размер.4. Описание костюмов.5. Описание танца.6. Описание движений.а) номер по порядку;б) название движений;в) музыкальный размер, на сколько тактов исполняется.7. Музыкальное приложение (ноты).8. Графическое изображение рисунков (№1, №2, №3…).Итак, постановка танца – это увлекательный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов, имеющий определенную последовательность действий. Сделать танец объемным и захватывающим, максимально использовать для передвижения танцоров всю сценическую площадь поможет грамотно выбранный рисунок номера. Разнообразие и многоплановость рисунка особенно актуальны для танцев с участием ансамбля исполнителей. Наполняя постановку движением и смыслом, музыкой и рисунком, хореограф, как правило, придерживается общепринятых канонов построения танца. Так, в нем обязательно есть вступление и финал, а в средней части развертывается кульминация, в которой с особым накалом и эмоциональностью отражается главная тема номера. Постановка танца для вдумчивого, внимательного хореографа обязательно сопряжена с выбором исполнителей. Зачастую номер ставится с учетом индивидуальных особенностей того или иного артиста. Ведь именно талантливый харизматичный исполнитель способен вдохнуть в танцевальный образ настоящую одухотворенность и очарование. Подводя итог, отметим, что следуя описанному выше механизму постановки танцевального номера в детском хореографическом коллективе, хореографу-постановщику, безусловно, будет легче достичь желаемого результата, а именно – создания качественного, художественно-образного хореографического произведения для детей.Формирование балетмейстерских умений будущих педагогов-хореографов базируется на принципах единства художественного и технического, эмоционального и сознательного; ориентации на духовное развитие студентов в процессе балетмейстерской деятельности; опоры на внутренние силы и возможности будущего балетмейстера; активизации творческой деятельности будущих педагогов-хореографов.Выделенные нами условия, на наш взгляд, необходимы для эффективного формирования балетмейстерских умений: формирование у студентов мотивации к балетмейстерской деятельности; информационное обеспечение процесса формирования балетмейстерских умений; обеспечение исполнительской подготовки будущего балетмейстера; организация художественно-творческой деятельности студентов в процессе создания хореографической композиции.На основании проведенного анализа и выделенных условий, нами разработана дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства по учебному предмету «Постановка концертных номеров» для детской школы искусств №2 г. Красный Луч Луганской Народной Республики. Данная программа носит целостный характер, в ней выделены структурные части, согласованы цели, задачи и способы их достижения, программа составлена с учетом физических возможностей детей.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Акопян-Шупп Р. Роль танцевальной практики в хореологии / Р. Акопян-Шупп // сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. Волгоград. 1999. С.315.
  • Алексидзе Г.Д. Школа балетмейстера: Учебное пособие / Г.Д. Алексидзе. М. : РАТИ-ГИТИС, 2011. 174 с.
  • Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. 608 с.
  • Балет: энциклопедия / [Гл. ред. Ю. Н. Григорович]. – М.: Советская энциклопедии, 1981. 623 с.
  • Бахрушин Ю.А. История русского балета. Учебное пособие для институтов культуры, театральных, хореографических и культпросвет училищ / Ю. А. Бахрушин. Изд. 2-е. М. : Просвещение, 1973. 255 с.
  • Берёзова Г.А. Классический танец в детских хореографических коллективах / Г.А. Берёзова. – Киев : «МУЗИЧНА УКРА1НА»,1979. – 260 с.
  • Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы / К.Блазис. 2-е изд., испр. СПб. : Лань : Планета музыки, 2008. 352 с.
  • Бонфельд М.Ш. Музыка: язык, речь, мышление [Электронный ресурс] / М.Ш. Бонфельд. – Режим доступа : Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.(дата обращения: 23.11.2018)
  • Борев Ю. Эстетика / Ю.Борев. изд. 4 М. : Политиздат, 1988. – 496 с.
  • Борисов А.И. Психолого-педагогическиеаспектыподготовки педагога-хореографа: дис. ... кан. псих. наук : 19.00.07 / Борисов АлексейИванович. – Самара. – 2001. – 233 с.
  • Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета / М.В. Борисоглебский. –  Том I. – Л. : изд. Ленинградское государственное хореографическое училище, 1938. –  344 с.
  • Бурцева Г.В. Управлениеразвитиемтворческогомышлениястудентов-хореографоввузов в процессевузовскойподготовки: дис. ...кан. пед. наук : 13.00.08 / Бурцева Галина Вячеславовна. – Барнаул. – 2000. – 165 с.
  • Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» / А.Я. Ваганова. СПб. : Издательство «Лань», 2001. 192 с.
  • Ванслов В.В. В мире балета. / В.В. Ванслов. М. : Анита Пресс, 2010. 312 с.
  • Ванслов В. В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета / В. В. Ванслов. Л.: Музыка, 1980. 192 с.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тТ. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. . М. : Педагогика, 1982. 504 с
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 90 с.
  • Герасимова И.А. Эволюция когнитивных предустановок творчества: Дис. ... док. филос. наук: 09.00.01 /ИринаАлексеевна Герасимова. М., 1998. –262 с.
  • Герасимова Ю.А. Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 / Ю.А. Герасимова Москва, 2007 20 с.
  • -