Публикации
"Формирование навыков грамотного звукоизвлечения на фортепиано в процессе работы с учащимися 1 класса"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование навыков грамотного звукоизвлечения на фортепиано в процессе работы с учащимися 1 класса"
Автор: Нужная Лариса Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование навыков грамотного звукоизвлечения на фортепиано в процессе работы с учащимися 1 класса"
Автор: Нужная Лариса Анатольевна
Формирование навыков грамотного звукоизвлечения на фортепиано в процессе работы с учащимися 1 классаПреподаватель по классу фортепианоМБУДО «ДШИ № 9 Г. ДОНЕЦКА»Нужная Лариса АнатольевнаПредставьте, что перед вами не музыкальный инструмент, а живое, отзывчивое существо. Как вы к нему прикоснётесь? Робко, боясь обидеть? Или грубо, желая подчинить? А может, с любопытством и лаской, готовые к диалогу? Первое прикосновение ребёнка к фортепиано — это и есть начало такого диалога. Моя цель как педагога — не просто научить «правильно бить по клавишам», а стать проводником в этом диалоге, помочь ученику открыть в инструменте голос.Часто приходится сталкиваться с последствиями упущенного старта: ученик 3-4 класса играет быстрые гаммы и сложные пьесы, но звук его остаётся плоским, металлическим, невыразительным. Исправить это гораздо сложнее, чем научить с нуля. Поэтому в 1 классе я сознательно замедляю темп прохождения «нотных» разделов, если вижу, что рука не слушается, а ухо не слышит. Звук — первичен, нота — вторична. Главные вехи — не пьесы в сборнике, а микро-открытия ученика: «Ура, у меня получился тёплый звук!», «Смотрите, мой палец стал как пружинка!», «Я могу играть, как шёпот!».Рассмотрим теоретические и психофизиологические основы формирования навыка звукоизвлечения у первоклассников. Успех в обучении на 80%зависит от того, насколько педагог понимает, как воспринимает мир его подопечный. Мышление и внимание: доминирует образ, а не абстракция. Фраза «опусти запястье» ничего не значит. Фраза «представь, что твоя кисть — это блюдце, а с кончика пальца капает мёд, и ты несешь его медленно и аккуратно» — создаёт ясный ментальный и мышечный образ. Концентрация ограничена 10-15 минутами, после чего обязательно нужна смена деятельности: с игры — к рисованию, с прослушивания — к движению. Моторика и телесное осознание. Для многих детей их собственная рука – ещё не совсем послушный инструмент. Они могут сильно сжимать карандаш, не чувствовать напряжения в плечах. Задача – через игру «научить» руку быть одновременно собранной (палец) и расслабленной (плечо, локоть).Важнейший принцип: работаем от крупной моторики к мелкой. Сначала учимся свободно двигать всей рукой от плеча, потом предплечьем, потом кистью, и только потом изолированно пальцами.Эмоциональная сфера и мотивация. Ребёнок приходит за чудом. Если урок сведётся к сухим упражнениям, чудо не произойдёт. Каждое техническое задание должно быть облечено в сказку, игру, историю. Мотивация «ты должен» не работает. Работает мотивация «давай послушаем, что получится, если...», «а сможешь ты изобразить...».Что такое «грамотное звукоизвлечение»? Деконструкция понятия. Для меня это не единый навык, а комплекс взаимосвязанных умений: слуховой идеал и контроль, свободный, «дышащий» аппарат, опора и вес. тактильный контакт, артикуляция как способ мышления. Non legato, legato, staccato — это не просто значки в нотах, а разные «способы прогулки» по клавиатуре. Эти три компонента работают в цикле. Например, образ («Сыграем, как большой медведь» внутренний слух (ребёнок представляет низкий, густой звук). Двигательная установка (рука становится тяжёлой, палец собирается, движение медленное, с глубоким погружением). Реальное звучание, слуховой контроль («Похоже на медведя? Нет, это скорее волк, звук резковат. Давай попробуем ещё медленнее»).Разрыв этой цепи приводит к формальной игре. Задача педагога – постоянно замыкать этот круг.Занятия проходят частично за инструментом, частично за столом. «Знакомство с Рукой-помощницей». Рассматриваем свою руку: где «подушечки», где «фаланги», где «костяшки». Рисуем смешную рожицу на подушечке 3-го пальца – это наш главный «говорун». Упражнения на свободу: «Спящая кошка»: рука лежит на колене полностью расслабленная, как у спящего животного. Педагог берёт её за кончик пальца, встряхивает – рука должна быть «без костей». «Мячик в ладони»: представляем, что в ладони упругий мячик. Сжимаем его (пальцы собираются в щепотку) и разжимаем (пальцы и кисть мягко раскрываются). Учимся чувствовать напряжение и последующее расслабление. «Маятник»: свободно болтающаяся рука от плеча, как маятник. Рисуем ею круги в воздухе. Упражнения на силу и собранность пальцев. «Дятел»: собранным 3-м пальцем (как клювом) стучим по столу, делая движение от сустава. Звук должен быть чётким, отрывистым. «Паучок»: Все пять пальцев стоят на столе. Поднимаем и опускаем по очереди каждый, остальные стоят неподвижно. Сложнейшее, но крайне важное упражнение на независимость. Этап I – это «Знакомство и Доверие». Необходимо понять, что звук рождается от веса, а не от удара. Найти «круглый», «сочный» звук. Упражнение «Молоточек и подушка». Я резко стучу пальцем по клавише (звук резкий, неприятный). Затем медленно, с ощущением веса, погружаю палец в клавишу (звук глубокий, певучий). Выбор всегда за учеником. Упражнение «Лифт» (пассивное). Палец ученика стоит на моем пальце. Я поднимаю его руку и опускаю, прося полностью отпустить вес. Он чувствует, как его рука становится «тяжёлой». Упражнение «Падение» на клавишу. Рука в воздухе. Под мою команду «падаем!» ученик свободно роняет расслабленную руку с высоты 10-15 см на заранее приготовленную клавишу (используем «до» первой октавы). Критически важно: звук должен появиться сам от соударения с клавишей, без дополнительного толчка. Получаем первый грамотный, резонирующий звук. Хвалим! Упражнение «Прятки». Играем этим «падающим» звуком на разных клавишах, угадывая, высокий он или низкий.Этап II – это «Рождение пальца». Активное non legato. Научить палец быть активной, упругой опорой, передающей вес руки. Создать образ «Арка-Мостик». Кисть – красивый высокий мостик. Если мостик просядет — всё рухнет. Упражнение «Кнопка-Звонок» на крышке: сделать быстрое, но минимальное движение в суставе, как будто нажимаешь кнопку звонка. Это и есть будущее «non legato». Соединение веса и активного пальца – это кульминация начального этапа. Этап III – это Пение на фортепиано». Легато. Освоить плавный перенос веса, добиться певучести. Представляем, как капля масла перетекает с одного пальца на другой. Упражнение «Два брата» (легато из двух звуков). Это и есть связь. Противопоставление legato и non legato. Играем одну и ту же попевку двумя способами. Слушаем, как меняется характер.Вводим понятия «Форте» (медведь, великан) и «Пиано» (мышка, тайна). Важно: чтобы играть тихо, нужна такая же, а иногда и большая собранность и контроль. Играем «пиано» не слабыми, вялыми пальцами, а очень медленным, но чётко контролируемым погружением.Работаем над простой мелодией. Подбираем пьесу с ясной кантиленой (например, «Медленная песня» из «Школы игры» Николаева). Поём её голосом, потом «поём» на инструменте, следя за плавностью легато.Этап IV – это уже «Мир красок». Цель – расширить палитру выразительных средств, научиться осмысленно оформлять фразу:Штрих Staccato: Объясняю, что это «отскочившее» non legato. Образ: «горячая картошка» или «пружинка». Показываю два вида: кистевое (лёгкое, игривое, движение от гибкой кисти) и пальцевое (более острое, чёткое). Начинаем с кистевого.Portato (подчеркнутое легато): Образ: «идём по глубокому снегу, вытаскивая ноги». Более глубокое, весомое легато с акцентом на каждом звуке внутри слигованной группы. Элементарная фразировка: Берём 4-тактовую фразу. Объясняем, что у неё есть «вдох» (начало, легкий подъём) и «выдох» (окончание, часто с diminuendo). Учимся снимать ругу в конце фразы, делать «дыхание». Рисуем над нотами лиги фразировки или облачка.Подбор по слуху и сочинение: Самый творческий этап. Прошу подобрать песенку «Василёк» в миноре и послушать, как меняется характер. Или сочинить свою «Капельку», используя только «пиано» и «стаккато».Важно: Любую, даже самую простую пьесу, можно и нужно использовать для работы над звуком, замедляя темп и концентрируясь на качестве каждого прикосновения.Год, проведённый с первоклассником за фортепиано – это время закладки фундамента. Можно построить на нём хрупкий карточный домик, который рухнет при первых трудностях. А можно – прочный, глубокий фундамент, на котором будет стоять всё будущее здание музыкальности.Методика – это путь осознанности. Мы не просто учим ребёнка нажимать клавиши в нужном порядке. Мы учим его слышать, чувствовать и управлять процессом рождения звука. Это медленнее, чем «прогнать» сборник за год. Но в долгосрочной перспективе — это единственно верный путь.Когда в конце учебного года ваш ученик, играя простенькую «Кукушку», сам, без подсказки, делает тончайшее diminuendo на последнем звуке, потому что ему так красивее – вы поймёте, что цель достигнута. В его уме, слухе и руках поселился не просто навык, а культура звука. И этот внутренний камертон будет вести его через все дальнейшие технические и художественные сложности.В этом и есть высшая задача педагога начального класса – не наполнить сосуд информацией, а зажечь в ученике огонь любви к прекрасному, живому, одухотворённому звуку.
