Публикации Статья: «Особенности преподавания литературы в современной школе».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья: «Особенности преподавания литературы в современной школе».
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Статья: «Особенности преподавания литературы в современной школе».Есть несколько путей, и каждый из преподавателей литературы нашел свой выход из создавшейся ситуации. Можно вести факультатив, на который придут те, кому действительно интересна литература. Но это, к сожалению, единицы. Можно использовать свои методические приемы и находки, которые помогут привлечь интерес школьников к предмету. Я расскажу о том, как решаю эти вопросы я.Один из путей - элективные курсы, позволяющие, с одной стороны, углубленно изучить отдельные темы курса, с другой - подготовить к ЕГЭ по русскому языку (а это, согласитесь, немаловажно). Вот, например, элективный курс для 10-11 классов «Филологический анализ текста». Он интересен тем, что помогает научить ребят задумываться над языковыми приемами писателей и прочитать любой художественный текст по-другому, увидев то, что скрыто за словом. Кроме этого, умение анализировать текст - важный навык и для ЕГЭ (27 задание), и для выполнения олимпиадных заданий по литературе. Другими словами, плюсов много. Но есть и недостатки. И один из них - не все охвачены этим процессом. Конечно, количество учащихся больше, чем на факультативе, ведь элективный курс обязателен для всех обучающихся в нашем учебном заведении и он стоит в расписании, но это все равно не весь класс, так как у ребят есть право выбора, и это правильно.А как привлечь весь класс к изучению и пониманию классических произведений? Как вместить программу, рассчитанную на четыре часа в неделю, в оставшиеся три (в 10-11 классах) и при этом не потерять главную цель изучения литературы - формирование Человека?Я нашла один из путей, и этот путь - интеграция с ИКТ. Почему же я пришла к этому? Во-первых, интересна возможность применить ИКТ на уроках, во-вторых, использовать интерес к компьютеру детей и их умения в учебных целях, в-третьих, привлечь учащихся к книге, возродить утерянный к ней интерес, в-четвертых, попытаться повысить грамотность и подготовить детей к электронному тестированию, в-пятых, повысить долю самостоятельности учащихся в образовательном процессе, ну и, наконец, желание использовать новые формы и методы в изучении предмета.На мой взгляд, есть много положительных сторон этого пути:
  • ИКТ дают школьнику эффективный инструмент для самообучения и самоконтроля, обеспечивают максимальную свободу выбора, активизацию творчества;
  • происходит соединение достоинств ученика с возможностями компьютера (наглядность, сочетание текстовой, графической, звуковой информации, обратная связь);
  • интеграция с ИКТ способствует индивидуализации учебного процесса;
  • дает возможность выбора уровня сложности;
  • развивает навыки и умения научного исследования или профессиональной деятельности;
  • помогает учащимся перерабатывать данные, представления о предмете в суть, в понятия, переводя их в практическую деятельность;
  • позволяет повысить мотивацию, добиться высоких результатов обученности, решить вопрос готовности к востребованности выпускников на современном рынке труда.
  • Но обязательно надо помнить следующее: компьютер не заменяет учителя, он помогает ему в его работе. Это во-первых. А во-вторых, говоря об интеграции, я имею в виду работу каждого учащегося на компьютере, а не использование ИКТ как ТСО.К сожалению, должна констатировать, что методических разработок, курсов, какой-то другой методической помощи по данной теме практически найти невозможно, их просто нет. С другой стороны, работа над этой темой оказалась почти полностью самостоятельной, методом проб и ошибок.Итак, где же можно использовать возможности ИКТ учителем литературы (кстати, как и преподавателем других предметов)? Учитель может использовать ИКТ при планировании, при подготовке уроков, в дополнительном образовании, в проектной деятельности, на уроке.В дополнительном образовании каждый из нас пользуется ИКТ, делая презентации к спектаклям, к различным внеклассным мероприятиям. Мне приходится с этим сталкиваться постоянно, так как я являюсь ещё и заместителем директора по воспитательной работе. Я использую интеграцию с ИКТ, занимаясь выпуском, версткой газеты «Мы», собирая статьи, творческие работы на конкурс «Дебют» в электронном варианте, выпуская потом сборник ученических работ по результатам конкурса, в проектной деятельности учащихся: поиск информации в Интернете, сбор и отбор информации, подготовка презентации (текстовой, графической, звуковой).На уроке ИКТ можно использовать и при объяснении нового, и при закреплении, и при контроле полученных знаний.Итак, что же можно делать на уроке литературы при интеграции с ИКТ?1. Создание, таблиц, схем, диаграмм. Например, таблица-сравнение: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова» (9 класс), карта-схема «Путешествие Чичикова» (10 класс), диаграмма «Жизненный путь Андрея Болконского» (10 класс), «Жизненный путь Григория Мелехова» (11 класс), составление схемы-характеристики Обломова (10 класс), опираясь на текст учебника, компьютерное обеспечение (статья Островского, картины, видеофрагменты) составление схемы «Темное царство в пьесе Островского «Гроза».Приведу пример. Урок в 10 классе по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Не буду говорить, какое отношения у большинства школьников к этому роману, о целесообразности его изучения в школе. Речь не об этом. Есть программа, есть задача. Её надо решать. Я использовала одно из умений старшеклассников в Excel строить графики. Тема урока - «Путь исканий Пьера Безухова». Задача школьникам - найти те поворотные точки на пути героя, после которых он приходит к каким-то жизненным выводам, и построить схему его пути. А дальше каждый должен объяснить, почему именно эти точки он выбрал, почему так расположил, почему именно таким получился график. Учащемуся ничего не остается, как найти эти события в романе, распределить их. Значит, нужен текст романа (а не только краткий пересказ). С другой стороны, в сочетании с тем, что они изучили на уроке информатики, это вызывает определенный интерес. Кроме этого, учащемуся необходимо суметь всё объяснить, а значит, нужны коммуникабельные и презентативные умения и навыки и определенные знания текста романа. 2. Создание иллюстраций: гербы помещиков в «Мертвых душах» (10 класс).3. Мастерские: «Раннее творчество Маяковского», «12» Блока» (11 класс).Что значит «мастерские»? Учащиеся исследуют проблему по определенным заданиям. Конечно, это можно сделать и без возможностей компьютера. Но у меня другая задача. Должен быть интерес, экономия времени и необходимость обратиться к тексту.Итак, предположим, «12» Блока. Тема: «Поэма Блока - прославление или осуждение революции». Задание - опираясь на конкретные слова, фразы поэмы (их надо найти самим), на точки зрения разных людей (поэтов, писателей, литераторов - они в компьютерной программе) составить свои доводы, поддерживающие одну или другую точку зрения.4. Создание модулей (опираясь на учебник, компьютерные программы): «Раннее творчество Блока», «Отцы и дети» в русской критике».Давая это задание - составить модуль - необходимо ставить перед учащимися цель - для чего они это делают. Например, на основании статей о романе «Отцы и дети» доказать типичность или исключительность Базарова. Естественно, надо придумать, как ребята это оформляют при помощи ИКТ. Можно предоставить здесь свободу учащимся.5. Работа с тренажерами (заранее сделанными дома учащимися).Пример одного из таких тренажеров:Тема «Различные течения Серебряного века». Ребята подбирают отрывки из стихотворений разных поэтов и ставят задачу определить, к какому литературному течению относится тот или иной поэт.6. Работа с видеотрывками в компьютерных программах: просмотр, поиск ключевых слов, фраз, создание схем и т.д.Во внеурочной деятельности интеграция с ИКТ может быть использована в следующих видах работ:1. Поиск информаций, иллюстраций, музыки к произведениям в Интернете: биографические сведения о писателях, в словарях - значения каких-то слов, понятий, отрывки из статей о творчестве писателей, информация о музеях и т.д.; портретов писателей, памятников, иллюстраций к произведениям и т.д.; картин к стихотворениям, например, Серебряного века, музыки, соответствующей какому-нибудь стихотворению, герою, произведении и т.д.Например, очень интересна работа по изучению тем, связанных с поэзией. Все мы знаем, как учащиеся относятся к таким урокам. Здесь надо что-то придумывать, не говоря уже о том, что уроков на такие темы отводится немного, а поговорить хочется о многом. Я предлагаю ребятам выбрать любое стихотворение любого поэта, подбирает к этому стихотворению репродукции картин и музыкальное сопровождение. На уроке презентация показывается, стихотворение читается, объясняется, почему именно такое сопровождение выбрано. Класс оценивает удачность такого выбора. Учащемуся волей-неволей приходится обращаться к поэзии, да ещё и использовать другие искусства. 2. Создание мини-проектов: о поэтах Серебряного века (11 класс), детство Лермонтова (9 класс), «Толстой и Ясная Поляна» (10 класс).3. Создание иллюстраций, мультфильмов, сказок: своя сказка по аналогии со сказками Щедрина (10 класс), иллюстраций к поэме Блока «12» (11 класс).4. Создание различных пособий для урока: схем, диаграмм, тестов, тренажеров и т.д.5. Создание баз данных: сведения о всех музеях нашей страны какого-либо писателя, перечень его книг с годами написания, первого издания и т.д.6. Конспектирование больших разделов учебника. Например, в 10 классе первая тема курса - «Особенности литературного процесса 19 века: философские, литературные течения, общества, журналы». Учащиеся читают большой материал по учебнику, а потом выполняют работу в PowerPoint 7. Самостоятельное изучение отдельных произведений.Для того чтобы проверить заданное, использую опять же возможности ИКТ и умения детей. Например, изучение рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание». Даны вопросы, отвечая на которые ребята делают .Таким образом, интеграция с ИКТ дает массу возможностей любому учителю для творчества, соединяет учебные цели с интересом учащихся, экономит время на изучение разных тем.Если же говорить о том, как можно разговор о произведениях связывать с теми знаниями, которые учащиеся получают на уроках права и экономики, то здесь масса путей для творчества. Это может быть урок-суд над героем произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольниковым. Причем, суд настоящий: со свидетелями, присяжными, судьей, обвинителем и прокурором. И всё по-настоящему. Или урок-спор, связанный с правами человека, по роману Е. Замятина «Мы». Или задание доказать, в чем экономические ошибки Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), а в чем причины экономических неудач Остапа Бендера (роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»). И так далее и тому подобное. Но это не тема моей статьи. Об этом разговор потом.
    -