Публикации Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор: Докина Екатерина Геннадьевна Темирбаева Марина Александровна Рунова Ирина Иосифовна

Формирование графомоторных навыков у детейстаршего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике.При нормальном развитии ребенка процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций таких, как звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно- пространственные восприятия и представления, наглядно-образное мышление, внимание, память, графомоторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно уделять особое внимание подготовке к обучению грамоте, особенно когда речь идет о детях, имеющих нарушение речи.В результате многолетней работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, нами было выявлено следующее:у детей недостаточно развита координация движений;плохо развита мелкая моторика пальцев рук;недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;недостаточно развито чувство ритма;плохо координированая деятельность руки и глаза;недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение);низкие параметры произвольного внимания (переключаемость, концентрация);недостаточно развита зрительная память;плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;недостаточно развиты графо-моторные навыки;Таким образом, у многих дошкольников с общим недоразвитием речи можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом. Выявление особенностей развития графо-моторных навыков у детей с ОНР подтверждают необходимость определения основных путей развития данного навыка.Для того, чтобы хорошо и красиво писать, ребенку нужно овладеть элементарными графическими действиями. И в данном случае рисование является лучшим способом. Рисуя, дети приобретают и закрепляют навыки, необходимые в дальнейшем для написания букв.Сначала дети учатся обводить предметы по контуру и по пунктиру, закрашивая рисунки сплошными, вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, а потом срисовывать рисунки по клеткам, рисовать самостоятельно по заданию.Начинать работу рекомендуется с выбора инструмента. Лучше всего, если на первых этапах это будут мягкие карандаши, которые в дальнейшем будут заменены на простой мягкий карандаш. Детям предлагается обводить по контуру простые рисунки (яблоки, груши, виноград) и геометрические фигуры (круг, квадрат). Ручку использовать не рекомендуется.Так же для развития графо-моторных навыков необходимо развивать мелкую моторику рук, для этого нами были предложены следующие упражнения:1."Пальчиковые игры"-"Буквы" - изобразить руками буквы О,Л,М,Т и др.-"Необычное животное" - показать, как передвигается животное, у которого пять ног по столу (сначала левой, затем правой рукой).-"Пила"- ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение).-"Фонарик" -основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.2. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.-" Наложенные изображения"- назвать все изображения на картинке наложенные друг на друга.-"Незаконченные изображения"- назвать недостающие детали на изображении и дорисовать.3.Упражнения на развитие координированных графических движений.- "Трудные виражи"- не отрывая руки, карандашом провести изгибистые линии, усложняя задание более сложными виражами.- "Графический диктант" и другие упражнения.Далее дети выполняли различные штриховые рисунки, а также обводили рисунки и узоры по пунктирным линиям, затем старались продолжить их самостоятельно.Таким образом, описанные выше упражнения помогают сформировать графо-моторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Это поможет детям развить и сформировать навыки, помогающие правильно держать ручку, регулировать силу нажима на карандаш и не уставать при долгих письменных нагрузках.
-