Публикации «Автоматизация звука Р в слогах и словах». Лексическая тема «Новый год».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Автоматизация звука Р в слогах и словах». Лексическая тема «Новый год».
Автор: Савинцева Алёна Сергеевна

Администрация города ТомскаДепартамент образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 г. ТОМСК634021, город Томск, ул. Алтайская 128, телефон 45-06-40Конспект индивидуально-подгрупповогологопедического занятия по автоматизации звука Р.Тема: «Автоматизация звука Р в слогах и словах».Лексическая тема «Новый год».Автор:учитель-логопед, Савинцева А. С.Томск 2025Тема: «Автоматизация звука Р в слогах и словах».Лексическая тема «Новый год».Задачи:
  • Формировать правильное произношение изолированного звука Р, а также же звука Р в слогах и в словах, содержащих слоги РА, РО, РУ, РЫ;
  • Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  • Развивать фонематический слух – умение определять последовательность звуков в слове;
  • Формировать умение согласовывать числительные с существительными;
  • Развивать память, мышление;
  • Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
  • Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Р; карточки для характеристики звука Р, карточки для автоматизации звука в словах, карточки для развития ГСР, мяч, игрушка или картинки – Кролик, рукавица, фонарик.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Этапы НОД
  • Организационный момент
  • Логопед: Отгадайте загадку, и узнаете, кто у нас сегодня в гостях. Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.Шуба серая – для лета,Для зимы – другого цвета.Ответ: КроликЛогопед: Правильно, это Кролик. Ребята, поможем ему попасть на праздник.Послушайте КРРРРРОЛИК - какой звук спрятался в середине этого слова? (звук Р). Сегодня мы с тобой повторим этот звук. Потренируемся его правильно произносить в слогах, словах.
  • Пальчиковая гимнастика
  • Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про Новый год: Мы на елке веселились,          (Ритмичные хлопки в ладоши).Мы плясали и резвились.        (Ритмичные удары кулачками).После добрый Дед Мороз  («Шагают» средним и указательным  пальцами по столу).Нам подарки принес.      Дал большущие пакеты,     («Рисуют» руками большой круг)В них же – вкусные предметы:         (Ритмичные хлопки.Конфеты в бумажках синих,       ( Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого)Орешки рядом с ними,         Груша, яблоко, одинЗолотистый мандарин
  • Артикуляционная гимнастика
  • Логопед: Кролик расстроенный, потерял свою рукавицу и не может дальше идти. Ой, сколько снега намело! Давайте расчистим дорожку и найдем рукавицу кролика. Берем снежинку и выполняем упражнение. Разомнем наш язычок, чтобы он всегда четко и правильно произносил звук Р. Покажи Кролику, как правильно делать артикуляционную гимнастику. (Артикуляционная гимнастика на звук Р). Рукавицу мы нашли.
  • Изолированное проговаривание звука.
  • Логопед: А как тигр рычит? Давай протянем долго звук РРРРРР.
  • Анализ артикуляции звука
  • Логопед: Когда мы произносим звук Р: Артикуляция звука РКогда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)
  • Губки улыбаются широко;
  • Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
  • Средняя часть спинки языка опущена
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
  • Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ТИГРА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).
  • Характеристика звука
  • Логопед: Какой звук Р? Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
  • Развитие фонематического слуха
  • Логопед: Ребята, кролик забыл разложить подарки для детей. Поможем ему? Если услышишь звук р вначале слова кладем в первый подарок, если в середине, то в подарок с соответствующей схемой.Рыба, корона, перо, барабан, радуга, помидор, пирамидка, роза.
  • Автоматизация звука в слогах и словах
  • Логопед: Игра «Научим говорить» Нужно срочно подкрепиться Кролик весело шагает, все морковки собирает.РА- РУ –РО- РЫРУ- РА-РЫ-РОАвтоматизация в словах (игра с фонариком)Перед нами елочка, украсим елочку новогодними игрушками. Поможет нам в этом фонарик, светим на новогоднюю игрушку и проговариваем что видим.(на игрушках картинки)Рубашка, корона, роза, барабан, ролики, перо, ракушка, карандаши, помидоры, муравей, рукавица, корова, рубин.
  • Физкультминутка – игра с мячом «Один много»
  • Логопед: Кролик хочет сыграть с тобой в снежки поиграть, я кидаю мяч называю одно слово, ты обратно – когда их много.РОЗА - …розы, ГОРОХ - …гороха, ПИРОГ - …пирогиМОРОЗ - …морозы, ДОРОГА - …дороги, КОРОВА - …коровы, КОРОБКА - …коробкиРУКА - …ручки, РЫБА - …рыбы, МУРАВЕЙ - …муравьи,КОРОНА -….короны.
  • Игры на развитие словаря и ГСР
  • Логопед: Елку украсили давайте посчитаем сколько игрушек на елке висит: одна игрушка, две игрушки, три игрушки, четыре игрушки, пять игрушек.
  • Игры на развитие ГСР
  • Логопед: Ну, вот мы и пришли, у ребят праздник. А кролик пришел с подарками, берем из мешка подарки и проговариваем со словами мой, мое, моя, мои.(На подарках картинки)Моя корова, мой воробей, моя рукавица, мои рыбы и т. д
  • Итог НОД, оценка работы ребенка
  • Логопед: Какой звук мы сегодня часто произносили? (ЗВУК Р)Какие слова со звуком Р, ты слышал и говорил на занятии. Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?
  • Домашнее задание
  • Логопед: Раскрась, только те, картинки в которых есть звук Р
    -