Публикации
CКАЗКОТЕРАПИЯ. Психокоррекционные сказки. (выступление на заседании МО классных руководителей)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: CКАЗКОТЕРАПИЯ. Психокоррекционные сказки. (выступление на заседании МО классных руководителей)
Автор: Виноградова Елена Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: CКАЗКОТЕРАПИЯ. Психокоррекционные сказки. (выступление на заседании МО классных руководителей)
Автор: Виноградова Елена Юрьевна
CКАЗКОТЕРАПИЯ. Психокоррекционные сказки.(выступление на заседании МО классных руководителей)Подготовилаучитель ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»Виноградова Е.Ю.Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Cказкотерапия поможет вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребёнок растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Для мягкого влияния на поведение ребенка подбираются специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Можно предложить ребёнку сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка к разводу родителей. А всем ли полезна сказкотерапия? Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными "соусами”: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице.Выделяется шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки. А мы с Вами поговорим о психокоррекционных сказках. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Для создания психокоррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм:В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений. Большинство специалистов системы образования, будь то учитель или воспитатель, стараются использовать в своей работе метафорический язык сказки. Привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Сказка информативна. Сказка экологична. Сказка безгранична. Сказка феерична. Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических занятиях у детей накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет. Сказка мудра. Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. В начальной школе сказкотерапевтическая группа может быть организована во внеурочное время, в которой один или два раза в неделю на протяжении всего года педагог будет проводить занятия, направленные на развитие и коррекцию аффективной и познавательной сфер («В гостях у сказки»). Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают учащихся, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. Для работы со школьниками специалисты предлагают тридцать "лесных" сказок, которые раскрывают пять основных тем: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Сказки о школьных конфликтах Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Особенно часто такие явления отмечают учителя, психологи и воспитатели в весенний период, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость накапливается. Однако с этим приходится встречаться и в другое время. Педагогический такт, профессиональная осторожность в такие моменты обязательны. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. Эти сказки можно использовать отдельно друг от друга в момент нарастающей агрессии, а можно циклом. Вы можете сами придумать продолжение приключений учеников Лесной школы. С помощью данных образов детям легче будет понять взрослые требования. Однако каждый герой имеет типичные черты характера, которые встречаются у всех детей. Желательно, чтобы эти черты находил в себе ребенок сам, без подсказки, и стремился развиваться, изменяться в лучшую сторону. Сказка в любом случаи не принесёт вред. Пример одной такой сказки. ЯбедаОчаровательная пушистая Кошечка появилась в классе ранним утром. Крупные зеленые глаза ее завораживали и поражали глубиной и красотой. Особенная чистота, сверхаккуратность прослеживалась во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней, потрогать ее красивый бантик, но всех останавливал пренебрежительный голос новенькой:Отойди, Волчонок, ты помнешь мне платье! А ты, Зайчонок, не смотри на меня своими косыми глазами, я этого не люблю! И нечего на меня дышать, Лисенок, а то мне совсем душно станет! Я вижу, вы уже познакомились? - спросил Учитель-Еж, войдя в класс. Да, познакомились, - озадаченно ответили ребята. Надеюсь, вы ее не обидели? - спросил Учитель, увидев недовольное выражение лица Кошечки. Кто кого еще обидел-то? - прошептал Зайчонок. Конечно, обидели, - вдруг вырвалось у Кошечки. - Они грязными руками трогали мой чистый бантик. Я думаю, что если тебе, Кошечка, не понравилось, то наши ребята больше не будут делать этого, - остановил своими словами и взглядом порыв возмущения Волчонка Учитель. Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошечкой не связываться, но долго не мог настроить себя на учебу.Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепотом решение задачи. Она терпеть это не стала, громко произнесла:Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот. Но мы же по делу говорили, - оправдывались ее соседи. Тем более, - строго произнесла Кошечка. По классу прошел ропот возмущения.Такой вредины еще не бывало в нашей школе! - вырвалось у Белочки. Я прошу всех быть более сдержанными, - попросил Учитель. - У нас очень серьезная тема, надо в ней разобраться. Ученики послушно продолжали работать. На перемене Кошечка осталась одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать и играть. Учитель подошел к новенькой и спросил: Как тебе у нас? Плохо, - со слезами на глазах ответила Кошечка. - Мне здесь никто не нравится. Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень непросто, но у нас добрые ребята, - успокаивал Учитель. Не заметила я, что они добрые! - всхлипнула Кошечка. Поживешь, увидишь! - пообещал Учитель. А тем временем все ученики обсуждали поступок новенькой, называя ее уже не ласковым именем "Кошечка", а неприятным словом "Ябеда".Это прозвище услышала сама виновница и разрыдалась еще больше.Так ей и надо! -- проворчал обиженный Зайчонок. - Пусть не задается. А она и не задается, - вмешался в разговор Учитель. - Ей плохо у нас, потому что она привыкла к одним правилам общения, а у нас другие. Вот она и отстаивает свои правила таким способом. Ха, тоже мне, хороший способ?! Мы к ней с вниманием, лаской, а эта ябеда!.. – продолжал возмущаться Волчонок. Подожди осуждать ее, постарайся лучше понять, что излишнее внимание тоже некоторым не нравится, - объяснял Учитель. - Вероятно, Кошечка воспитывается в строгой семье, своим ябедничеством она уточняет свои знания. Как это? - заинтересовалась Белочка. Ну, например, говоря о разговорчивых соседях, она ждала моей реакции одобрения. Ведь, действительно, разговаривать, мешать на уроке нельзя. Помните правило? - спросил Учитель. Ребята кивнули, ожидая продолжения объяснений.А так как вместо похвалы Кошечка услышала только мою просьбу о сдержанности, то у нее возникло чувство растерянности. Кошечка не понимает, что у нас происходит. Давайте поможем ей найти верный путь в общении с нами, - предложил Учитель. Интересно, что нам надо сделать? - уточнили ребята. Когда Кошечка по привычке будет поучать или ябедничать, ваша задача - спокойным голосом, с ласковой улыбкой ответить ей с благодарностью, что она это заметила. И предложить найти путь или средство это исправить, - завершил свою мысль Учитель-Еж. Так она обрадуется и станет дальше всех поучать! - возмутилась Белочка. А давайте попробуем! - загорелся Волчонок. Только вот не знаю, как насчет улыбки? У меня может не получиться! - засомневался Зайчонок. А ты попробуй! Добрая сила улыбки всем известна! - предложил маленький Енот. Волчонок поспешил проверить новый метод общения. Подойдя к зареванной Кошечке, он с нежной улыбкой позвал ее играть. В ответ он услышал:Я с такими лохматыми не играю! Помоги мне стать таким же аккуратным, как ты! - продолжил эксперимент Волчонок. Хорошо, я попробую, - неуверенно ответила Кошечка. - А у тебя, Волчонок, есть расческа? Конечно! – обрадовался Волчонок, доставая расческу из кармана и подмигивая своим друзьям. А почему ты дружишь с Белочкой? - спросила Кошечка, старательно расчесывая своего нового друга Она веселая! - не задумываясь, ответил Волчонок. Да? А мне она кажется грубой и легкомысленной, - вспомнила Кошечка ее реплику. А ты скажи сама ей, что тебе не понравилось, как она назвала тебя, только лучше, когда вы будете с Белочкой одни, - посоветовал ей Волчонок. - Да, не забудь про один секрет. Что это еще за секрет? - удивилась Кошечка. Нежная улыбка, - ответил Волчонок, широко улыбнувшись новенькой. И в ответ Кошечка ему тоже улыбнулась.А Волчонок-то справился с этим новым методом общения! - шепотом произнесла Белочка.
