Публикации «О закрытии лазеек ухода компаний от налогов»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «О закрытии лазеек ухода компаний от налогов»
Автор: Мищенко Ярослав Игоревич

Мищенко Ярослав Игоревичстудент 2 курса специальностиспециальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»Ростовского института (филиала)ВГУЮ (РПА Минюста России)e-mail: yaroslavmishenko1@gmail.comНаучный руководитель:канд. техн. наукРостовского института (филиала)ВГУЮ (РПА Минюста России)Назарьянц Елена ГеворговнаО ЗАКРЫТИИ ЛАЗЕЕК УХОДА КОМПАНИЙ ОТ НАЛОГОВАннотация. В статье рассматривается проблема существования налоговых лазеек, позволяющих компаниям уклоняться от уплаты налогов и занижать налоговые обязательства. Отмечается, что подобные механизмы подрывают принципы справедливости налогообложения и снижают эффективность налогового контроля. Особое внимание уделено Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года, в котором подчеркнута необходимость закрытия всех возможных лазеек. На основе анализа Налогового кодекса Российской Федерации выявлены причины их возникновения, приведены примеры распространённых схем и предложены направления совершенствования законодательства. Реализация данных мер позволит повысить прозрачность налоговой системы и укрепить доверие между государством и бизнесом.Ключевые слова: налоговые лазейки, уклонение от налогов, Налоговый кодекс Российской Федерации, Послание Президента Российской Федерации, налоговая политика, совершенствование законодательства.Одной из ключевых проблем функционирования налоговой системы Российской Федерации остаётся наличие механизмов, позволяющих компаниям уклоняться от уплаты налогов или существенно снижать налоговую нагрузку с использованием легальных, но противоречащих духу закона схем. Как справедливо замечает доктор экономических наук Рубан-Лазарева Н. В., такие «лазейки» формируются как в результате несовершенства законодательства, так и вследствие недостаточного контроля со стороны налоговых органов, что подрывает принципы справедливости и равенства налогообложения [1, С. 254].Кандидаты юридических наук Семенцова И. А. и Иванов А. С. подчёркивают, что в условиях глобализации и цифровизации экономики налоговые схемы становятся всё более сложными, транснациональными и трудно выявляемыми. Это требует от государства внедрения современных инструментов налогового администрирования, международного сотрудничества и постоянного совершенствования правовых механизмов, направленных на пресечение ухода от налогообложения [2, С. 42-43].Особое внимание данной проблеме уделил Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года. Глава государства подчеркнул необходимость «закрыть все возможные лазейки, которые используются для ухода от налогов или занижения налоговых платежей», указав на недопустимость практики, при которой отдельные субъекты хозяйствования извлекают выгоду из пробелов в законодательстве, тогда как добросовестные налогоплательщики несут полную фискальную нагрузку [3].Обозначенная в Послании позиция Президента определяет одно из приоритетных направлений государственной налоговой политики — обеспечение равенства и прозрачности налогообложения, недопущение использования компаниями схем оптимизации, искажающих экономическую конкуренцию и снижающих доходную базу бюджета. Из этого следует постановка научно-практической задачи: обосновать и подготовить предложения по закрытию подобных лазеек, что позволит укрепить фискальную устойчивость государства, повысить эффективность налогового администрирования и восстановить справедливость в налоговых отношениях.Подготовка конкретного комплекса предложений, направленных на устранение налоговых лазеек, является приоритетной, но вместе с тем чрезвычайно трудоёмкой задачей. Её реализация требует глубокого анализа действующего законодательства, учёта интересов государства и бизнеса, а также баланса между необходимостью пополнения бюджета и сохранением благоприятных условий для предпринимательской деятельности. В соответствии с точкой зрения доктора технических наук Поляковой М. А., важно не просто ужесточить налоговые правила, но и сделать их максимально прозрачными, понятными и справедливыми, исключающими возможность неоднозначного толкования [4, С. 134].Причины возникновения налоговых лазеек во многом обусловлены особенностями действующего законодательства. Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика [5]. Именно эта норма, направленная на защиту прав и законных интересов участников экономической деятельности, в отдельных случаях создаёт предпосылки для злоупотреблений, когда компании намеренно используют двусмысленность правовых формулировок для снижения налоговой базы.Кроме того, статья 54.1 НК РФ, закрепляющая запрет на получение необоснованной налоговой выгоды, прямо предусматривает, что налогоплательщик не вправе искажать сведения о фактах хозяйственной жизни, о доходах, расходах или объектах налогообложения, а также использовать схемы без реального экономического содержания [5]. Как отмечают кандидаты юридических наук Погромская И. В. и Комаров В. В., на практике доказать отсутствие экономической целесообразности сделок бывает затруднительно, особенно в сфере транснациональных корпораций, где сделки формально соответствуют требованиям закона [6, С. 277].К числу основных причин появления лазеек относится и несогласованность между Налоговым кодексом и иными нормативными актами. Так, положения Гражданского кодекса РФ о свободе договора (статья 421) позволяют субъектам самостоятельно определять условия сделок, что нередко используется для формального прикрытия фиктивных операций [7]. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере валютного регулирования, где законодательство не всегда в полной мере обеспечивает прозрачность трансграничных операций, что создаёт благоприятные условия для вывода прибыли в офшорные юрисдикции.Исходя из анализа, проведённого кандидатом философских наук Магомедовой А. А., одними из наиболее распространённых схем ухода от налогообложения остаются [8, С. 124]:— дробление бизнеса, при котором крупная компания искусственно делится на несколько юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для применения специальных налоговых режимов с пониженной ставкой или освобождением от отдельных налогов;— фиктивное завышение расходов через подставные компании и посреднические структуры, когда создаются мнимые договоры на оказание услуг или поставку товаров, не имеющих реального экономического содержания, что нарушает требования статьи 252 НК РФ о необходимости документального подтверждения расходов и их экономического обоснования [9];— манипулирование трансфертным ценообразованием (глава 14.4 НК РФ), то есть установление внутрикорпоративных цен в сделках между взаимозависимыми лицами для перераспределения прибыли в пользу структур с более низкими налоговыми ставками;— использование офшорных схем, позволяющее выводить прибыль за рубеж и минимизировать налоговые обязательства в России, противодействие которым регулируется Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ, введшим институт контролируемых иностранных компаний (КИК) [10];— злоупотребление налоговыми льготами, нарушающее принципы статьи 56 НК РФ, когда льготный режим используется не по целевому назначению, а исключительно ради получения экономической выгоды.Подобные схемы приводят к значительным потерям бюджета и подрывают принципы налоговой справедливости, закреплённые в статье 57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы [11]. Добросовестные налогоплательщики оказываются в менее выгодных условиях, чем те, кто использует правовые пробелы для получения необоснованных преимуществ, что противоречит принципу равенства всех перед законом.Совершенствование налогового законодательства с целью закрытия лазеек, используемых для ухода от налогов, должно носить комплексный и системный характер. Изменения должны затрагивать не только отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, но и сопряжённые нормативные акты, регулирующие финансовые, корпоративные и международные отношения. В соответствии с точкой зрения Дедовой Т. В., только такой подход позволит обеспечить эффективное администрирование налогов, прозрачность финансовых потоков и равенство всех участников хозяйственного оборота перед законом [12, С. 75].Одним из приоритетных направлений выступает уточнение и расширение содержания статьи 54.1 НК РФ, регулирующей недопустимость получения необоснованной налоговой выгоды. Практика её применения показывает, что существующие формулировки не всегда позволяют налоговым органам однозначно доказать фиктивность операций, особенно при наличии формально оформленных документов. Целесообразно закрепить в законе перечень признаков сделок, лишённых экономического смысла, а также установить критерии оценки их реальности на основе финансовых и бухгалтерских показателей.Важным шагом является развитие института контролируемых иностранных компаний (КИК), установленного главой 25 НК РФ и Федеральным законом № 376-ФЗ от 24 ноября 2014 года. Практика показывает, что многие российские компании продолжают использовать зарубежные юрисдикции для оптимизации налогов. В этой связи необходимо усилить ответственность за непредставление сведений о КИК и ввести автоматический обмен информацией между налоговыми органами России и иностранных государств, что соответствует международным стандартам прозрачности, принятым в рамках инициативы ОЭСР BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) [13].Особого внимания требует совершенствование регулирования трансфертного ценообразования. Несмотря на наличие детализированных правил в главе 14.4 НК РФ, многие компании продолжают использовать взаимозависимые структуры для перераспределения прибыли. По убеждению кандидата экономических наук Шевко Н. Р., следует ввести обязательное раскрытие информации о конечных бенефициарах, а также расширить возможности налоговых органов по применению методов сопоставимых рыночных цен [14, С. 76]. Это позволит минимизировать манипуляции внутри корпоративных групп и предотвратить искусственное занижение налоговой базы.Как отмечает кандидат юридических наук Николаева Ж. А. не менее значимой мерой является усиление контроля за применением специальных налоговых режимов, предусмотренных главами 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ. В частности, необходимо устранить возможности дробления бизнеса, когда крупные компании формально разделяются на несколько субъектов, использующих упрощённую систему налогообложения или патент [15, С. 18]. Для этого требуется разработка единых критериев взаимозависимости организаций, включая оценку общих учредителей, руководителей, имущественных связей и трудовых ресурсов.Одновременно необходимо совершенствовать цифровое налоговое администрирование. Современные технологии позволяют автоматизировать анализ финансовых потоков и выявлять подозрительные операции в режиме реального времени. Согласно мнению кандидата экономических наук Гординой В. В., расширение функционала систем «Прозрачный бизнес» и «АСК НДС-3», а также внедрение искусственного интеллекта в процессы налогового мониторинга значительно повысит эффективность борьбы с уклонением от налогов [16, С. 69].Важным направлением является повышение уровня налоговой культуры и ответственности бизнеса. Принцип добровольного и добросовестного исполнения налоговых обязательств, закреплённый в статье 45 НК РФ, должен подкрепляться экономической мотивацией, включая меры стимулирования прозрачного ведения деятельности, систему рейтингов налоговой благонадёжности и преференции для компаний, участвующих в налоговом мониторинге.Реализация указанных мер позволит создать устойчивую систему противодействия уклонению от налогов и сокрытию доходов, повысить эффективность налогового контроля и укрепить доверие между государством и бизнесом. Это соответствует стратегическим установкам, обозначенным Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года, где подчёркивается необходимость «закрыть все возможные лазейки, используемые для ухода от налогов».Таким образом, проблема наличия налоговых лазеек, позволяющих компаниям уходить от уплаты налогов или занижать налоговые платежи, остаётся одной из наиболее острых в современной финансово-правовой системе России. Несмотря на значительные достижения в сфере налогового администрирования и цифровизации контроля, существующие пробелы и противоречия законодательства создают предпосылки для злоупотреблений и снижения доходной базы бюджета.Комплексное совершенствование законодательства должно основываться на балансе интересов государства и бизнеса. Ужесточение мер ответственности и повышение прозрачности финансовых операций должны сочетаться с созданием благоприятных условий для законопослушных налогоплательщиков. Только при таком подходе можно обеспечить реальное равенство субъектов предпринимательской деятельности, справедливое распределение налоговой нагрузки и устойчивое развитие экономики.Закрытие налоговых лазеек является не разовой реформой, а постоянным процессом, требующим адаптации законодательства к изменяющимся экономическим и технологическим условиям. В долгосрочной перспективе реализация предложенных мер позволит укрепить доверие между государством и бизнесом, повысить поступления в бюджет, а также обеспечить реализацию конституционного принципа справедливости и законности налогообложения.Библиографический список:
  • Рубан-Лазарева Н. В. О закрытии лазеек ухода компаний от налогов / Н. В. Рубан-Лазарева // Проблемы экономики и юридической практики. – 2024. – Т. 20, № 2. – С. 254-259.
  • Семенцова И. А., Иванов А. С. Субъект налоговых преступления при неуплате налогов, сборов и страховых взносов организацией: проблемные вопросы / И. А. Семенцова, А. С. Иванов // Вопросы науки 2021: потенциал науки и современные аспекты. Сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-практической конференции. Анапа, – 2021. – С. 40-45.
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года // Официальный интернет-портал Президента России. – URL: []() (дата обращения: 28.10.2025).
  • Полякова М. А. Правовые основы формирования доказательственной базы при выявлении необоснованной налоговой выгоды / М. А. Полякова // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 21–22 марта 2021 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. – С. 132-139.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 15.10.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации, 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.
  • Погромская И. В., Комаров В. В. Уголовно-правовая характеристика уклонения физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов / И. В. Погромская, В. В. Комаров // Общество, экономика и право в процессе развития. Сборник научных статей по материалам XI международного научно- практического форума. Под редакцией А.А. Паршиной, В.Н. Харченко. – 2021. – С. 274-280.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
  • Магомедова А. А. Причины уклонения от уплаты налогов / А. А. Магомедова, Ю. В. Кусмарцева // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Волгоград, 12–13 декабря 2019 года. – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. – С. 121-127.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340.
  • Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (ред. от 12.11.2018) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 48 ст. 6657.
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, 25.12.1993 г. № 237.
  • Дедова Т. В. Экономико-правовые методы противодействия налоговым правонарушениям / Т. В. Дедова // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 2(122). – С. 72-81.
  • Об участии Российской Федерации в реализации плана действий ОЭСР BEPS (Base Erosion and Profit Shifting): письмо Минфина России от 24 января 2023 г. № 03-08-05/4821 // СПС «КонсультантПлюс».
  • Шевко Н. Р. Некоторые особенности борьбы с уклонением от уплаты налогов / Н. Р. Шевко, Г. Н. Хадиуллина // На страже экономики. – 2020. – № 1(12). – С. 72-78.
  • Николаева Ж. А. Противодействие налоговым преступлениям: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Николаева Жанна Анатольевна; ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)». Москва, 2023. 30 с.
  • Гордина В. В. Совершенствование мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов в бюджет / В. В. Гордина, О. А. Федорова // Экономические и гуманитарные науки. – 2021. – № 11(358). – С. 61-71.
  • -