Публикации
Основные техники модерации. Метод «мозгового штурма»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные техники модерации. Метод «мозгового штурма»
Автор: Шишигина Оксана Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные техники модерации. Метод «мозгового штурма»
Автор: Шишигина Оксана Александровна
Основные техники модерации.Организация процесса группового взамодействия осуществляется с использованием разнообразных техник, которые модератор подбирает в соответствии с содержанием и целями групповой работы, особенностями группы, ее состава, возраста, активности. Технология модерации важна для современного школьного образования по нескольким причинам:Повышение эффективности обучения. Модерация способствует развитию интеллекта обучающихся и навыков самостоятельной работы в поиске информации, разнообразит формы учебной деятельности учащихся на занятии. Индивидуальный и дифференцированный подход. Ученики могут работать самостоятельно с оптимальной для себя скоростью. Гибкость управления учебным процессом. Можно отслеживать процесс и результат работы. Улучшение организации урока. Дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве. Стимулирование самостоятельности и ответственности. Ученики учатся принимать решения и нести за них ответственность, вырабатывают уверенность в себе, целеустремлённость и другие важные качества личности. Обеспечение приобретения обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств. Выпускник школы, подготовленный с помощью модерации, будет лучше адаптироваться в самостоятельной жизни. Воспитание уважительного отношения. Педагог и ученики становятся равноправными участниками образовательного процесса, что меняет отношение к учителю: из «контролирующего органа» он превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Метод «мозгового штурма»«Мозговой штурм», или метод мозговой атаки.«Мозговой штурм» − это исходный метод модерации групповой работы. С помощью мозгового штурма можно быстро описать и представить предпосылки к углублению и дальнейшей разработке значимых идей.В ходе «мозгового штурма» происходит совместное определение и расстановка приоритетов, а результат предоставляет возможность для подготовки и проведения дальнейшего хода заседания. Техника стимулирует группу к быстрому генерированию большого количества идей.Алгоритм организации включает следующие действия:1) подбор группы лиц для генерирования идей;2) знакомство группы с правилами проведения мозговой атаки;3) реализация процедуры «мозговой атаки», фиксация выдвинутых идей;4) экспертная оценка идей.Идея метода заключается в том, чтобы отделить процесс генерирования идей от их критической оценки. На этапе генерирования идей категорически запрещено критиковать и оценивать высказывания членов группы. Модератор должен фиксировать все мысли, предположения, идеи на доске или листах бумаги. На генерацию идей дается в среднем 20-25 минут. После небольшого перерыва группа может приступить к критической оценке и доработке идей. Метод не требует специальной подготовки и легко усваивается любыми профессиональными группами. Универсальность метода позволяет с его помощью решить почти любую проблему и любое затруднение в сфере человеческой деятельности. Благодаря «мозговому штурму» можно произвести виртуальное изменение продукта (идеи) девятью различными способами. Эти способы носят название модификационных операций:альтернатива; сравнение; модификация; преувеличение; уменьшение; замещение (использование других процессов, материалов); замена; переворачивание; комбинация. Обратная «мозговая атака»составляется наиболее полный список недостатков рассматриваемого явления. На объект обрушивается ничем не сдерживаемая критика. Все процедуры проведения совпадают с описанными выше правилами прямой мозговой атаки.«Мозговая атака» с оценкой идейпредназначена для решения сложных задач и выполняется в три этапа. На первом проводится прямая мозговая атака. Общий список идей передается каждому участнику. Каждый должен отобрать 3 − 5 лучших идей. Разрешается добавлять новые и развивать имеющиеся. На втором каждый участник сообщает о выбранных идеях и аргументирует их достоинства. Одинаковые идеи повторно не обсуждаются. В результате обсуждения составляют таблицу положительно-отрицательной оценки идей. Каждый участник выбирает из таблицы один-два наилучших варианта. На третьем этапе выбранные варианты обсуждаются в целях ранжирования. Составляются приложения с обоснованием, эскизами, таблицами, диаграммами. Все материалы передаются на оценку экспертам и заказчикам.Мозговая атака по круговой схемеучастники делятся на подгруппы по 3 − 5 человек, каждый из которых записывает на листе по 2 − 3 идеи.Затем в рамках подгруппы происходит обмен карточками, записанные на них идеи развиваются другими участниками и дополняются новыми. После троекратного обмена каждая группа составляет сводный перечень выдвинутых идей. Перечни идей всех групп предоставляются на общее обсуждение для оценки.Метод номинальной группыМаксимально структурированной мозговой атакой считается метод номинальной группы. Метод номинальной группы полезен в ситуациях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может. Сущность метода заключается в отделении выдвигаемых идей от их авторов, что создает благоприятные условия для выдвижения любых идей любым участником совещания. Отдельные предложения выдвигаются анонимно, окончательное решение считается групповым. Метод состоит из пяти этапов:1 этап - молчаливое генерирование; 2 этап - неупорядоченное перечисление идей; 3 этап - уяснение идей; 4 этап - ранжирование идей; 5 этап - анализ и взвешивание отдельных предложений.
