Публикации
Маленький волшебник большого внимания: проект «Кузя – хранитель нашего дома», на уроках литературы начальной школы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Маленький волшебник большого внимания: проект «Кузя – хранитель нашего дома», на уроках литературы начальной школы
Автор: Алимжанова Татьяна Ваисльевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Маленький волшебник большого внимания: проект «Кузя – хранитель нашего дома», на уроках литературы начальной школы
Автор: Алимжанова Татьяна Ваисльевна
Маленький волшебник большого внимания: проект «Кузя – хранитель нашего дома», на уроках литературы начальной школыТекст Татьяны Александровой "Домовенок Кузя" – это не просто детская сказка, а кладезь возможностей для развития личности младшего школьника. Работа с этим произведением открывает широкие перспективы для проектной деятельности, позволяющей интегрировать различные предметы и формировать целостное представление о мире. Предлагаемый проект «Кузя – хранитель нашего дома» направлен на углубленное изучение текста, раскрытие его культурного контекста и создание конкретного результата - авторской куклы-комочка Кузи.В рамках проекта ученики погружаются в увлекательный мир русского фольклора, знакомясь с образом домового как древнего оберега домашнего очага. Мы исследуем историю этого поверья, отслеживая эволюцию образа домового в различных регионах Великорусской Руси и выявляя его функции – охрана жилища, помощь по хозяйству, поддержание гармонии в семье. Здесь кроется важная связь с лингвистикой: анализ языка произведения позволяет зафиксировать особенности разговорной речи персонажей, их использование народных выражений и присловий, что способствует сохранению живого великорусского языка. Ученики становятся настоящими исследователями, собирающими “спримеры” (лингвистические образцы) из текста, фиксирующие уникальные фразы и обороты.Изучение текста "Домовенка Кузи" тесно переплетается с историей. Погружаясь в описание быта семьи, дети узнают о традициях и обычаях русской деревни, о роли семьи и уважения к старшим, что соответствует задачам современного образования, ориентированного на формирование нравственных ценностей. Мифологический аспект также играет значительную роль: мы рассматриваем мотивы волшебства, оживления предметов, веры в духов и существ, населяющих наш мир.Межпредметные связи обеспечивают комплексный подход к обучению. На уроках русского языка проект помогает закрепить знания по правописанию, грамматике и развитию речи. Задачи, связанные с составлением плана рассказа, выделением главной мысли абзаца, поиском синонимов и антонимов, способствуют улучшению коммуникативных навыков. Связь с трудом реализуется через практическую задачу – изготовление куклы Домовеника Кузи. Этот этап требует использования знаний о материалах, технологиях ручного шитья и декорирования, развивает мелкую моторику и творческое воображение.Реализация данного проекта полностью соответствует требованиям ФГОС и стандартам, акцентируя внимание на развитии метапредметных компетенций: умения планировать свою деятельность, искать информацию, анализировать данные, представлять результаты своей работы. Проектная задача стимулирует самостоятельность, инициативность и ответственность у учащихся. |Результатом проекта является не только глубокое понимание содержания текста и культурного контекста, но и конкретный продукт – кукла Домовенок Кузя, созданная руками детей. Эта кукла становится символом сохранения семейных ценностей, уважения к традициям и любви к родному языку, воплощая образ маленького волшебника, хранителя нашего дома и живого великорусского языка. Она напоминает нам о важности семьи и о том, что именно в доме, полном любви и заботы, обитает настоящий дух добра и счастья.
