Публикации «Развитие воображения и фантазии в практике актерского мастерства»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие воображения и фантазии в практике актерского мастерства»
Автор: Савина Надежда Леонидовна

«Развитие воображения и фантазии в практике актерского мастерства»Автор: Савина Н.Л. преподаватель театральных дисциплинМетоды обучения:
  • Словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • Слуховой;
  • Аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления);
  • Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
  • Тренинги;
  • Практический (создание творческой работы).
  • Цель: развивать художественно-творческие способности детей, воображение, фантазию и «память» тела. Задачи:Образовательные: с помощью ряда тренингов разбудить «память» тела, способствовать возникновению необходимых ассоциаций и в результате создать творческую работу на заданную тему.Используя тренинги создать атмосферу зимнего дня в зале, направить фантазию детей на создание образа. Использовать принцип познания ребенком материала от ощущения через эмоцию к ассоциации, а затем – творчеству, тем самым развить навык фантазирования.Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную память, образное, пространственное мышление, творческие способности, фантазию и воображение. Развивать навыки концентрации внимания на ощущениях своего тела.Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес и любовь к окружающему миру, явлениям природы …Здоровьесберегающие: сохранять здоровье обучающихся, создавать комфортную и доверительную атмосферу в классе, использовать ТСО и средства наглядности. Вызывать радостное, приподнятое настроение, обеспечивающее положительное эмоциональное состояние. Создавать основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, снятие психологических и мышечных зажимов. Мастерство учителя сегодня заключается в творческом подходе к конструированию урока, в постоянном стремлении повысить эффективность учебно – познавательной деятельности. Используя разные виды искусства, упражнения и тренинги, игру и сказку, необходимо создать образ, творческую работу. Тренинг на внимание «Зимний цветок».Ребята закрывают глаза, концентрируются на своем внутреннем самочувствии. Предлагаем им, поместить снежинку на ладонь, а затем посадить как зернышко внутрь себя. Снежинка начинает расти, из нее вырастает зимний цветок. Задаем вопросы – какой он, на что похож, какого цвета и т.д.
  • Тренинг «Ассоциативный ряд» (словесный).
  • Подбираем ассоциации, связанные с зимой. (Снег, радость, сугробы, снежинки, катание на санках, снеговики, ветер, холодный воздух и т. д.)На основе этих ассоциаций создаем историю и в игровой форме предлагаем детям ее разыграть. Вечер. Неожиданно пошел снег, дети выбегают на улицу, радуются, холодно. (Что забыли? Одеться). Возвращаемся домой одеваемся (вспоминаем как тело чувствует холодный воздух, мерзнет, далее, как надеваем теплую верхнюю одежду - куртку, шапку, варежки, шарф, что чувствуем телом – тепло, что еще?) снова выбегаем на улицуовим снежунку. Играем в снежки. Стало холодно, замерзаем, застываем и превращаемся в снеговиков, (что чувствуем телом? какие эмоциональные ощущения возникают?) с 12 ударом часов, Снеговики оживают. (Какие это снеговики, как они себя чувствуют, что видят вокруг, что любят и что не любят делать и т.д. – навык фантазирования).В первую очередь включается память ассоциативная, эмоциональная, телесная - те моменты из жизни каждого ребенка, которые с ним происходили, у всех они похожи, но восприятие их индивидуально. Затем воображение – в зале, с помощью тренинга мы переносим себя в эти воспоминания. Далее фантазия – перевоплотиться в персонажа зимней истории «Снеговика».
  • «Ассоциативный ряд» (звуковой). Все действия сопровождаются фонограммой.
  • Через фонограмму метели, ветра, различных звуков создаем в зале атмосферу улицы зимой.Через фонограмму «скрип снега» – детям предлагаем «вспомнить ногами», как ходить по снегу в валенках, в сапогах, в туфельках и т.д. Через фонограмму боя часов создаем «чудо» - снеговики оживают.
  • «Ассоциативный ряд» (телесный).
  • Ребятам завязываем глаза, предлагаем коснуться разных предметов и угадать - что это. (Ручка, яблоко, снег, ветка ели, шишка, варежка и т. д).Все компоненты тренинга учувствуют в создании истории, которая по сути является атмосферой для творческого воображения, и направлены на стимулирование работы воображение. Необходимо спрашивать ребят о том, что они ощущают физически и эмоционально тем самым концентрировать их внимания на собственных ощущениях. Используя некоторые компоненты методики Е. Гротовского, но подстроенных для работы с детьми, мы заставляем работать «память» тела, создаем внутри тела импульс, рождаются движения и жесты. Создается своеобразный синтез – телесного и психологического. Тело не придумывает, а живет в обстоятельствах построенных с помощью ассоциаций, которые в свою очередь появились благодаря воображению. Тренинг является подготовительной работой. С помощью тренингов мы создали атмосферу, выстроили ассоциативный ряд, создали историю, внесли игровой момент, «разбудили» телесную память, заставили работать воображение, включили фантазию, сконцентрировали внимание на ощущениях и эмоциях, необходимых ребятам для их творческой работы.
  • Практическая работа (Создание творческой работы на основе ассоциаций, возникших в процессе тренингов).
  • А сейчас, вам надо создать главного героя, которым является «Снеговик» рожденного вашим воображением и фантазией. Они могут быть разной формы, выполнять разные действия… Какой ваш снеговик? (Грустный, печальный, озорной, веселый…) Какой у него характер? Какое настроение? Что любит делать ваш снеговик? (Кушать, рисовать, танцевать, кататься на коньках…). Не забывайте о среде, в которой он находится. С начало нужно сделать рисунок, а затем выполнить работу в цвете.
  • Самостоятельная работа.
  • При необходимости преподаватель ведет индивидуальную работу, задает наводящие вопросы. (Во время работы тихо звучит музыка…).
  • Просмотр работ.
  • Подведение итогов.
  • Помогли ли тренинги в создании работы?.......В результате игрового процесса возникает новая модель реальности, созданная воображением и ребенка и художника, преломленная через индивидуальность. Здесь существуют действительность и вымысел, условность и безусловность – волшебство перевоплощения. Немаловажный эмоциональный фактор, который доставляет удовольствие. Фантазия ребенка, её моделирующая, исследовательская природа, стремящаяся преобразовать действительность, встречается в процессе игры с художественным пространством, созданным воображением. Особенностью детского сознания является их способность синтезировать и творчески преобразовывать впечатления, рождать новые образы. Данная форма работы доставляет ребятам удовольствие, позволяет «проникнуть» в самые невероятные пространства, побыть в различных ситуациях. Она создает условия для развития фантазии, воображения, способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы.
    -