Публикации
"Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности"
Автор: Песковацкова Вера Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности"
Автор: Песковацкова Вера Валентиновна
Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами был пополнен уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том что его радует, что его огорчает. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования во второй младшей группе использую такие техники и приемы: 1.Рисование пальчиками и ладонью. В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. 2.Рисование ватными палочками. Ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки, мелкие мазки на бумаге, которые при визуальном слиянии создают эффект картины. 3.Оттиск мятой бумагой. Мятый клочок бумаги обмакивается в краску и несколько раз прикладывается к рабочей поверхности с получением интересного рисунка. 4.Рисование картофелем и яблоками. Рисование картофелем и яблоками привлекает детей своей необычностью. Обычный этот прием применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. 5. Оттиск печатками. Одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка является печатка.Печатки могут быть изготовлены из поролона, ластика, пробки. Вначале ребенку нужно освоить технику печатания. Поверхность формы покрывают кисточкой тонким пастообразным слоем краски, переворачивают печатку и плавно прикладывают на пробный лист бумаги. Затем аккуратно снимают печатку, получают оттиск. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками, ватными палочками. Затем постепенно буду вводила новые техники: кляксографию , пластилинаграфию, тычок, оттиск (штамп) яблоками, картошкой; рисование смятой бумагой. А остальные более сложные техники рисования как рисование пенопластом, рисование губкой, ниткографией, трафаретом, рисование по-мокрому, монотипия, набрызг, рисование пипеткой планирую использовать в старших группах. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («Осеннее дерево», «Куст рябины», «Репка» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использую игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях, и в свободное от занятий время.
