Публикации Статья "Лего-конструирование как инструмент для детей РАС"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Лего-конструирование как инструмент для детей РАС"
Автор: Гарькуша Наталья Вячеславовна

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация Центр развития ребенка - детский сад №34 станицы Старотитаровской муниципального образования Темрюкский районНаучная статьяНа тему: «Лего-конструирование как инструмент поддержки детей с расстройством аутитического спектра (РАС): практика и рекомендации»Выполнил: старший воспитатель МБДОО ЦРР ДС №34Н.В. ГарькушаСт. Старотитаровская 2025 год «Лего-конструирование как инструмент поддержки детей с расстройством аутитического спектра (РАС): практика и рекомендации»Сведения об авторе Гарькуша Наталья Вячеславовна, старший воспитатель муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации Центра развития ребенка - детского сада №34 станицы Старотитаровской муниципального образования Темрюкский район, , 8(988)324-30-31АннотацияЛего-конструирование всё чаще становится важным элементом коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями нейрологического развития. Особенно эффективно его применение у детей с расстройством аутистического спектра (РАС), которым зачастую сложно вступать в коммуникацию, выражать свои эмоции и взаимодействовать с ровесниками. Статья рассматривает Лего-терапию как структурированный метод, сочетающий игровую деятельность с обучающими и терапевтическими задачами. Описаны основные направления использования Лего-конструирования: развитие мелкой моторики, формирование социальных навыков, поддержка эмоционального самовыражения и развитие воображения. Приведены практические примеры из практики специалистов и семейного опыта, демонстрирующие эффективность данного подхода. Особое внимание уделено групповым и индивидуальным занятиям, творческим заданиям и методам педагогической поддержки. В статье также представлены рекомендации по организации занятий, выбору заданий и адаптации метода под индивидуальные особенности ребёнка. Лего-конструирование оказывается не только увлекательной, но и мощной развивающей технологией, способной помочь детям с РАС раскрыть свой потенциал в безопасной и понятной форме.Ключевые слова Лего-конструирование, Лего-терапия, расстройство аутистического спектра (РАС), педагогическая поддержка, коррекционная педагогика, семейный опыт, взаимодействие родитель-ребёнок, примеры из практики специалистов и семейной практики.АктуальностьВ последние годы всё большее внимание уделяется инновационным образовательным технологиям, направленным на поддержку детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Одним из перспективных направлений работы с этой категорией детей стало применение Лего-конструирования как терапевтического и развивающего метода.Дети с РАС часто сталкиваются с трудностями в социальном взаимодействии, развитии речи, эмоциональной регуляции и моторике. Лего-конструирование позволяет преодолеть многие барьеры благодаря своей наглядности, структурированности и возможностям для творчества. Это делает его эффективным инструментом в работе логопедов, дефектологов, психологов и воспитателей.Как же, все-таки, Лего-конструирование способствует развитию детей с расстройством аутистического спектра?Оно является эффективным инструментом коррекционной работы благодаря своей практической направленности, наглядности и игровому формату. Помогает развивать мелкую моторику, поскольку сборка деталей конструктора требует захвата мелких элементов, удержания их между пальцами, точного совмещения выступов и отверстий. Эти действия тренируют мышцы кисти , развивают силу хватания, точность движений и координацию «глаз-рука». Постепенное усложнение конструктора позволяет поэтапно повышать уровень нагрузки на руки, что особенно важно при работе с детьми разного возраста и уровня развития. Так же Лего-контруирование помогает в развитии координации движений, поскольку предполагает двустороннюю работу (одновременное использование обеих рук), последовательность действий, ориентацию в пространстве. Все эти компоненты способствуют развитию пространственной ориентации и сенсомоторной координации, что положительно влияет как на физическое развитие ребенка, так и на его восприятие мира. Особенно следует отметить влияние Лего-конструирования на стимулирование нервной системы. Многие дети с РАС испытывают либо повышенную, либо пониженную чувствительность к тактильным ощущениям. Пластиковые детали Лего имеют четкие формы и текстуры, что дает возможность безопасного тактильного контакта. Через игру происходит привыкание к различным ощущениям, снижение гиперчувствительности, развитие тактильного восприятия. Такое сенсорное воздействие благоприятно сказывается на общем эмоциональном состоянии ребенка и помогает ему лучше взаимодействовать с окружающим миром.Сталкиваясь с трудностями в области социального взаимодействия и коммуникации, дети с расстройством аутистического спектра могут избегать зрительного контакта, не понимать невербальные сигналы, испытывать затруднения в установлении контактов и взаимодействии в группе, здесь может помочь Лего-терапия, как один из современных подходов коррекционной работы, которая успешно решает эти задачи, используя игровую деятельность, как основу для развития социальной активности и навыков общения. Одним из ключевых принципов Лего-терапии является совместная работа над сборкой модели. В отличие от индивидуальной игры, групповая форма занятий требует: взаимодействия между участниками, соблюдения правил; выполнения определённых ролей (строитель, руководитель, менеджер по запчастям). Такая структура помогает детям научиться слушать друг друга, договариваться, учитывать мнение партнёра, брать на себя ответственность за часть общего дела. Это особенно важно для детей с РАС, которые часто предпочитают играть в одиночку. Благодаря Лего-терапии они получают безопасное пространство для освоения группового взаимодействия.Занятия Лего-конструированием позволяют снизить уровень тревожности, научить ребёнка терпеливо ждать своей очереди, справиться с разочарованием при ошибке, радоваться успехам других.Через совместную деятельность дети учатся проявлять эмпатию, делиться, выражать благодарность, управлять своими эмоциями.Специалист во время занятия направляет взаимодействие, помогает детям находить общие решения, поощряет общение, создаёт ситуации, в которых необходимо обратиться к партнёру (например, попросить нужную деталь). Это позволяет постепенно формировать у детей уверенность в том, что общение — это полезный и даже приятный процесс.Дети с особыми образовательными потребностями особенно с (РАС) часто сталкиваются с трудностями в области речевого развития: задержкой речи, однословной коммуникацией, ограниченным словарным запасом, эхолалией (повторением услышанного), а также трудностями в понимании невербальных сигналов и построении диалога.Лего-конструирование является эффективным инструментом коррекционной работы в этом направлении, поскольку оно создаёт благоприятные условия для стимулирования вербального и невербального общения, особенно в контексте игровой деятельности.Игра с конструктором Лего — естественная и увлекательная деятельность для большинства детей. Она создаёт ситуацию заинтересованности, что делает ребёнка более открытым к взаимодействию. Даже дети с минимальной речью могут начать использовать слова, чтобы попросить нужную деталь, показать результат своих действий, привлечь внимание взрослого или сверстника. Такие ситуации становятся началом коммуникативного взаимодействия, которое можно постепенно развивать в более сложные формы общения.В процессе сборки моделей дети знакомятся с новыми словами, учатся называть предметы и действия: «поставить», «прикрепить», «соединить», «взять», «дать», используют предлоги и наречия: «сверху», «справа», «между», «рядом».Педагог может специально направлять развитие лексики, используя такие фразы: «Мне нужна зелёная деталь», «Поставь колёса сюда», «Это дом? А где окна?».Конструирование позволяет не только накапливать словарный запас, но и формировать навыки связного высказывания. Например, ребёнок рассказывает, что он строит; объясняет, как сделать модель; делится своими идеями и планами; описывает уже готовую конструкцию.Эти навыки особенно важны для детей с РАС, которые зачастую испытывают трудности с организацией мыслей и построением логической последовательности.Педагог может использовать вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Зачем тебе эта деталь?», «Расскажи, как ты это сделал», «Как называется то, что ты собрал?».Групповые занятия Лего-терапией создают уникальные возможности для развития диалогической речи: дети обсуждают, что строить, договариваются о роли каждого, дают указания друг другу, выражают благодарность или удивление.Эти навыки формируют основу для полноценного общения в будущем. Даже если ребёнок пока не говорит, он может использовать жесты, изображения или карточки с символами, что тоже считается значимым шагом в развитии коммуникации.Для детей у которых речевое развитие находится на ранних этапах, Лего-конструирование становится отличной площадкой для тренировки невербальных навыков: зрительный контакт, показ пальцем, передача предметов, ответ на вопрос невербально (кивок, показ), использование картинок или жестовой альтернативной коммуникации.Если дети имеют трудности в области внимания, такие как быстрая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться на задании, импульсивное поведение, сложности с выполнением многошаговых инструкций, то преодолеть эти барьеры поможет Лего-конструирование. Оно создаёт условия для формирования устойчивого внимания, развития концентрации и тренировки самоконтроля.Процесс сборки модели требует постоянного внимания к деталям, что стимулирует развитие концентрации у детей с РАС, поскольку им требуется следить за инструкцией, выбирать нужные элементы, правильно соединять их между собой.Эти действия требуют умения фокусироваться на задаче, особенно если ребёнок хочет завершить модель. Со временем длительность концентрации увеличивается, а уровень рассеянности снижается. Для педагогов важно постепенно усложнять задания, начиная с простых моделей и переходя к более детализированным.Дети учатся, доводить начатое до конца, выполнять несколько шагов подряд, сохранять интерес к одной задаче. Позволяет справляться с избирательностью внимания таких детей которые концентрироваться очень долга на любимом занятии, именно Лего позволяет перенаправить эту особенность в образовательную плоскость. Так же оно может помочь с трудностью переключения внимания. Например, переход от одного этапа сборки к другому, изменение плана построения, участие в групповой деятельности, где нужно реагировать на партнёра. Такие ситуации позволяют постепенно развивать гибкость мышления и навыки адаптации к новым обстоятельствам.Это даёт возможность ребёнку учиться контролировать свои действия, проверять результат и корректировать ошибки. Постепенно формируется понимание того, что внимательность и самоконтроль приводят к положительному результату. Особенно эффективна работа с педагогом или родителем, который мягко направляет и поддерживает, предлагая вопросы вроде: «Проверь, правильно ли ты поставил эту деталь?», «Что будет дальше?», «Можно ли сделать это по-другому?». Трудности в области эмоционального состояния, такие как тревожность, неумение выражать и регулировать свои эмоции, повышенная чувствительность к изменениям в окружающей среде, внутреннее напряжение из-за сложностей в общении и восприятии мира могут корректироваться занятиями по Лего-конструированию, оно может стать мощным инструментом эмоциональной разгрузки, а также способствовать формированию у ребёнка чувства уверенности в себе и собственной успешности.Для детей с РАС особенно важна предсказуемость и порядок. Лего предоставляет именно такую структурированную среду, где есть чёткие правила, понятные шаги, конечный результат. Это создаёт чувство безопасности и снижает уровень тревожности. Во время занятия дети могут отвлечься от внешних раздражителей, сосредоточиться на привычном и понятном процессе, переживать удовлетворение от выполненной работы. Такие занятия становятся своеобразным «эмоциональным клапаном», позволяющим ребёнку расслабиться и почувствовать себя комфортно.Сборка моделей из Лего — это ритмичный и предсказуемый процесс, который помогает им войти в состояние внутреннего покоя, уменьшить уровень возбуждения, развить навыки саморегуляции. Особенно эффективны занятия в спокойной обстановке, без лишних отвлекающих факторов, с мягкой поддержкой взрослого. Завершение модели — это конкретный, ощутимый результат, который можно показать, потрогать, гордиться им. Для детей с РАС, которые часто сталкиваются с неудачами в общении и обучении, это особенно важно. Каждое собранное здание, машина или фигурка становятся подтверждением личных усилий, доказательством своих возможностей, источником положительных эмоций.Таким образом, Лего-конструирование является универсальным и мощным инструментов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Но хотелось бы отметить, что кроме теоретических основ для понимания важности Лего конструирования, особую роль играют примеры из практики специалистов и семейного опыта:1.Индивидуальные занятия: на индивидуальных занятиях мы работаем с ребенком над развитием конкретных навыков, таких как мелкая моторика, внимание, логическое мышление. Мы предлагаем ребенку задания, соответствующие его уровню развития и интересам. Например, мы можем попросить ребенка собрать простую модель по инструкции, построить башню из кубиков, создать свой собственный домикПример: предложили собрать башню из Лего-кирпичиков определенного цвета и размера. Сначала начали с простых задач, постепенно увеличивая сложность. Например, сначала просто складывать кирпичики друг на друга, затем - собирать башню по образцу, а потом - по памяти. 2. Групповые занятия: на групповых занятиях мы работаем над развитием социальных и коммуникативных навыков. Мы предлагаем детям совместные проекты, требующие взаимодействия и сотрудничества. Например, мы можем попросить детей построить город, создать ферму, собрать робота.Пример: в группе из трех детей с РАС мы предложили построить зоопарк. Каждый ребенок отвечал за свою часть проекта: один строил вольер для слона, другой – для тигра, третий – для обезьян. Перед началом работы мы обсудили, какие животные будут жить в зоопарке, какие условия им необходимы, как будут выглядеть вольеры. В процессе работы дети учились договариваться, делиться деталями, помогать друг другу. Возникали и конфликты из-за выбора деталей или способа строительства, но мы, как педагоги, помогали им находить компромиссы и решать проблемы мирным путем. В результате дети не только построили красивый зоопарк, но и научились взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и выражать свои собственные мысли. Один из мальчиков, который обычно избегал общения, начал активно предлагать свои идеи и помогать другим участникам проекта.3.Творческие задания: мы предлагаем детям творческие задания, позволяющие им выразить свои эмоции и чувства. Например, мы можем попросить детей построить модель, отражающую их настроение, создать свой собственный мир, придумать историю о своих героях. Пример: один из наших воспитанников, мальчик по имени Саша, испытывал трудности с выражением своих эмоций. Он часто замыкался в себе и не мог объяснить, что чувствует. Мы предложили ему построить модель, отражающую его настроение. Сначала Саша отказывался, но потом, увидев разнообразие деталей Лего, заинтересовался. Он начал строить высокую башню, используя темные и серые кубики. Когда башня была готова, мы спросили его, что она означает. Саша ответил, что башня – это его грусть, и что она очень высокая, потому что ему очень грустно. Затем мы предложили ему добавить к башне яркие кубики, символизирующие радость и надежду. Саша согласился и начал добавлять к башне красные, желтые и зеленые детали. В результате башня стала более яркой и позитивной. Саша сказал, что теперь ему стало немного легче, и что он чувствует, что грусть постепенно уходит. Этот пример показывает, как Лего-конструирование может помочь детям с РАС выразить свои эмоции и чувства, даже если им сложно сделать это словами.Пример из семейного опыта: многие родители детей с РАС отмечают, что Лего-конструирование стало для них способом наладить контакт со своим ребенком. Совместная сборка моделей позволяет родителям и детям проводить время вместе, общаться, делиться своими мыслями и чувствами. Лего-конструирование создает общую тему для разговора, помогает преодолеть барьеры в общении и укрепить взаимоотношения.Одна мама рассказывала, что ее сын, который обычно избегал зрительного контакта, во время сборки Лего смотрел ей в глаза и улыбался. Другой родитель отметил, что его сын, который испытывал трудности с выражением своих эмоций, во время конструирования начал проявлять больше интереса к окружающему миру и делиться своими переживаниями.В заключении хочется добавить рекомендации для педагогов, родителей и специалистов которые направлены на успешное внедрение Лего-конструирования в образовательные и семейные практики. Начинайте с простого. Не стоит сразу предлагать сложные наборы. Лучше начать с 10–20 деталей. Поощряйте общение. Задавайте вопросы: «Какой цвет тебе нравится?», «Что ты сейчас строишь?», «Может, помочь?»Используйте Лего для обучения эмоциям. Например, пусть ребёнок построит лицо, которое соответствует его настроению. Не перегружайте. Если ребёнок устал или расстроен, лучше закончить занятие. Создайте уголок Лего. Отведите место в классе или дома, где ребёнок будет чувствовать себя комфортно.Список литературы1. Веретенникова, М.В., Кедровских, О.С. "Методическое пособие по Лего-конструированию для педагогов ДОО. Москва: Издательство «Лего-МИР», 2018.—68с.2. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Москва: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2010.— 88с.3.Микляева, Н.В., Головчиц, Л.А.,Виноградова. С.И. Дети с ОВЗ в детском саду. Особенности комплексного сопровождения. Москва: Издательство АРКТИ, 2025.—114с4. Мельникова, О.В Методическое и дидактическое сопровождение для занятий Лего-конструирования. Москва: Издательство "Учитель", 2020. —51с.
-