Публикации
"Игра - ведущий вид деятельности ребенка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Игра - ведущий вид деятельности ребенка"
Автор: Толмашова Татьяна Анатольевна Чезыбаева Маргарита Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Игра - ведущий вид деятельности ребенка"
Автор: Толмашова Татьяна Анатольевна Чезыбаева Маргарита Юрьевна
Толмашова Татьяна Анатольевна, воспитатель Чезыбаева Маргарита Юрьевна воспитательМБДОУ Детский сад «Филиппок», город Абакан «Игра-ведущий вид деятельности ребенка»Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, драматизации — все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Игра – это социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью нашей работы является: создание условий для активной и самостоятельной игровой деятельности, формирование у детей межличностных отношений в процессе игр.Начиная работу по данной теме, нами были поставлены следующие задачи.1. Изучить психолого-педагогическую литературу, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.2. Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса по разделу «Игра — ведущий вид деятельности ребенка».3. Применить эти разработки на практике.Цели работы:1. Воспитывать привязанность ребёнка к игре.2. Воспитывать интерес к играм.3. Развивать творчество детей.4. Способствовать закреплению знаний детей о правилах игры.5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.6. Пополнить развивающую среду атрибутами и материалами для сюжетно- ролевых игр, театрализованных и режиссерских, дидактических игр.7. Подготовить картотеки для каждого вида игр в подготовительной группе.Игры делятся на две группы:1. игры, придуманные самими детьми – творческие: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом, игра-фантазирование, хороводные, игры-эксперименты.2. игры, придуманные взрослыми – игры с правилами:дидактические, развивающие, подвижные, спортивные игры, которые классифицируются с учетом разных оснований дидактические игры. Виды игр:• Дидактические• Сюжетно–ролевые• Театрализованные• Режиссёрские• Строительные• Народные, хороводные игры• Игры-исследования и игры эксперименты• Подвижные• Спортивные• Игры - забавыСреди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т. е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.Дидактические игры способствуют:- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:а) с игрушками и предметами;б) настолько-печатные;в) словесные.Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. В нашей группе созданы условия для развития интеллекта детей, для развития логического мышления, развития и совершенствования мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение. В связи с этим в группе создан математический уголок, уголок развития речи, уголок экспериментирования, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности.Сюжетно-ролевая играЕсли присмотреться, как играют наши дети, то увидим, что чаще всего дети в игровой форме воспроизводят быт взрослых. При создании воображаемой ситуации в игре, ребёнок учится участвовать в социальной жизни, т. е. выстраивается своеобразная модель мира взрослых. Сюжетно ролевая игра помогает осваивать взаимосвязь профессий. Так через игру ребёнок учится участвовать в социальной жизни, примеряя на себя роль взрослого.Нами разработано планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей и особенностей детей подготовительной группы.В процессе работы были оформлены центры для игр: «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Хозяюшка», «Гараж», «Мастерская», «Строители» и т.д., которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.Прежде чем провести сюжетно ролевую игру проводилась экскурсия, наблюдение, беседа, составление рассказа из личного опыта, занятия с элементами сюжетно - ролевой игры, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм, обговаривание правил игры, правил поведения во время игры.Важно непосредственное участие воспитателя т. е. стимулирование к созданию игровой обстановки, участие как партнёра в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение.В процессе работы внимание уделялось, на формирование дружеских тёплых отношений детей друг к другу, велось обучение детей решать конфликты мирным путём.Театрализованные, режиссерские игры.В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности: интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.Строительные игрыКонструктивные, строительные игры в детском саду признаны творческими и рассматриваются как разновидность сюжетно-ролевых игр. Здесь не обходится без мотива, игрового замысла, роли, правил, игровых действий, результата.Подвижные игры и спортивные игры.Современные образовательные требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, воспитание интереса к двигательной деятельности, т. к. движения — основа жизни. В этом воспитателю помогают подвижные и спортивные игры. В заключении хочется сказать, что игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.Играйте с детьми!Играйте искренне!Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их воспитатели не всегда были взрослыми.И мы становимся ближе друг к другу.Литература:1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001. 2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г. 4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г. 5. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
