Публикации "Актуальные здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление детей дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Актуальные здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление детей дошкольного возраста"
Автор: Петренко Ирина Дометьевна

Актуальные здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление детей дошкольного возрастаДошкольный период является критически важным для закладки основ физического и психического благополучия ребенка. Именно в это время необходимо сформировать у детей прочные знания и практические навыки, способствующие здоровому образу жизни. Крайне важно привить им осознанное желание регулярно заниматься физической культурой и спортом.ДОУ играют ключевую роль в этом процессе. Они внедряют и совершенствуют комплекс мер, направленных на поддержание здоровья детей на всех этапах их пребывания и развития. Ежегодно одной из приоритетных задач нашего детского сада является улучшение системы работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а также активное вовлечение их в культуру здорового образа жизни.Здоровьесберегающие технологии в ДОУДля достижения этих целей в педагогической практике активно применяются различные здоровьесберегающие технологии. Они охватывают воспитательно-оздоровительные, коррекционные и профилактические мероприятия, реализуемые в тесном взаимодействии детей, педагогов и родителей.Основная цель этих технологий – обеспечить сохранение здоровья дошкольников, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки для ведения здорового образа жизни, научить применять полученные знания в повседневной жизни.Здоровьесберегающие педагогические технологии подразделяются на несколько основных групп, применяемых в различных видах деятельности:
  • Технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья.
  • Технологии обучения принципам здорового образа жизни.
  • Коррекционные технологии.
  • Рассмотрим подробнее некоторые из наиболее современных здоровьесберегающих технологий в каждой из этих групп.Технологии сохранения и стимулирования здоровья1. Зрительная гимнастика ("Офтальмотренаж"): Помимо традиционных упражнений для глаз, в настоящее время активно используется "Офтальмотренаж" – комплексная система упражнений, направленная на профилактику и коррекцию зрительных нарушений. Глаза детей в условиях детского сада испытывают значительные нагрузки, поэтому им необходим грамотно организованный отдых и тренировки для укрепления мелких глазных мышц и связок.
  • Для младших групп: Офтальмотренаж проводится с использованием игрушек и специальных тренажеров. Дети следят за движением фигурок или указки.
  • Для старших групп: Зрительная гимнастика осуществляется по устным инструкциям, а также с помощью карточек, предлагающих различные направления движений глаз и переключение взгляда между близкими и дальними объектами.
  • 2. Развитие мелкой моторики: Под влиянием стремительного прогресса дети часто сталкиваются с трудностями в развитии мелкой моторики рук. Для решения этой проблемы в ДОУ, помимо традиционных пальчиковых гимнастик, используются разнообразные развивающие пособия. Одним из таких современных инструментов являются бизиборды, которые особенно популярны в младших группах.Бизиборд – это развивающая доска, предназначенная для стимуляции мелкой моторики пальцев рук и координации движений кистей у детей младшего дошкольного возраста. Она оснащена различными элементами, такими как замочки, шнуровки, крючки, пуговицы, щеколды и другие, которые позволяют детям осваивать различные манипуляции.3. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок:Для развития мелкой моторики рук и речи у детей часто применяют Су-Джок – специальные шарики и колечки. Эти приспособления воздействуют на активные точки на кистях и стопах. В детском саду мы используем их именно для пальчиковой гимнастики рук. Это не только улучшает речь, но и является частью здоровьесберегающих коррекционных методик. Дети с удовольствием массируют пальцы и ладошки "ежиками" с колечками. Это благотворно влияет на весь организм, развивает мелкую моторику и способствует психоречевому развитию.Технологии обучения принципам здорового образа жизни:Игровая деятельность детей уникальна тем, что в ней гармонично сочетаются два важных аспекта. С одной стороны, дети активно участвуют в практических действиях, развиваются физически. С другой стороны, они получают удовольствие от игры, углубляют свои знания об окружающем мире.Использование игры для развития здоровьесбережения дошкольников позволяет взрослым обучать детей здоровому образу жизни, создавая на занятиях и в другой организованной деятельности специальные игровые ситуации, требующие решения.Для этого в современном дошкольном образовании активно применяются различные формы занятий и мероприятий, например:Квест-игры: Слово "квест" означает поиск или приключение. Квест-игры предполагают выполнение определенных задач, для достижения которых нужно преодолеть препятствия и трудности. Такие занятия характеризуются высокой двигательной активностью. Их можно проводить как в помещении детского сада, так и на улице, с использованием инвентаря или без него. Квест-игры для дошкольников позволяют объединить в одном занятии игровую деятельность, обучение, соревновательный дух, самостоятельный поиск решений и командную работу для достижения общей цели.Игры-путешествия: Эти игры служат одновременно игровым методом обучения, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития личности ребенка. Конкретное назначение игры-путешествия зависит от задач, которые ставит педагог в рамках образовательного процесса. В том числе, они могут быть направлены на обучение детей здоровому образу жизни.Современные коррекционные технологии в ДОУ:Арт-терапия – это метод лечения и развития, основанный на использовании художественного творчества. С помощью простых упражнений можно не только понять эмоциональное состояние человека (как взрослого, так и ребенка), но и успешно справляться с различными нервными расстройствами.1. ИзотерапияИзотерапия - коррекция посредством изобразительной деятельности.Цели и задачи работы по изотерапии:
  • Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;
  • Улучшение настроения и создание атмосферы, способствующей гармоничному развитию ребенка.
  • Формирование позитивного эмоционального климата, необходимого для успешного роста и обучения.
  • Стимулирование позитивных эмоций и обеспечение оптимальной среды для развития ребенка.
  • 2. СказкотерапияСказкотерапия – это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.Основная задача сказкотерапии – научить детей ценить важные жизненные принципы через истории, способствуя их психологическому благополучию в дошкольном возрасте.Воспитание системы ценностей и обеспечение психологического здоровья детей дошкольного возраста – вот главная цель сказкотерапии.В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. 3. Песочная терапия: Путь к гармонии через игруНеобычное взаимодействие с предметами, в частности с песком, служит мощным стимулом для развития мышления. Оно способствует улучшению настроения, повышает общий уровень энергии и снимает эмоциональное напряжение. Кроме того, песочная терапия оттачивает мелкую моторику, развивая у ребенка способность к осознанным, точным и целенаправленным движениям пальцев.Игра с песком – это интуитивно понятный и легкодоступный для любого ребенка вид деятельности. Особенно ценна она для детей с особенностями развития, которые зачастую испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств, страхов и переживаний. Песочница становится для них безопасным пространством, где они могут проиграть волнующие их ситуации с помощью фигурок, создавая собственный мир из песка. Этот процесс помогает им освободиться от внутреннего напряжения. Важнейшим результатом является приобретение ребенком ценного опыта символического преодоления жизненных трудностей, ведь в мире песочных историй всегда есть возможность для счастливого финала.Забота о здоровье является первостепенной задачей для каждого человека. Здоровье – это бесценный дар, который невозможно заменить. Забота о детском здоровье сегодня – это залог полноценного трудового потенциала будущих поколений и благополучия всей страны.В связи с этим, внедрение здоровьесберегающих технологий в дошкольное образование приобретает особую значимость. Эти технологии направлены на решение ключевой задачи современного детского сада: сохранения, укрепления и обогащения здоровья воспитанников.
    -