Публикации
Нетрадиционная техника квиллинг и ее влияние на развитие творчества у детей с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционная техника квиллинг и ее влияние на развитие творчества у детей с ОВЗ
Автор: Кончакова Нелли Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционная техника квиллинг и ее влияние на развитие творчества у детей с ОВЗ
Автор: Кончакова Нелли Владимировна
Нетрадиционная техника квиллинг и ее влияние на развитие творчества у детей с ОВЗТворческие способности присущи любому ребенку и развивать их нужно с раннего детства, поэтому в настоящее время в современном обществе уделяется огромное внимание развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья — сложная и разнохарактерная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Л.С. Выготский в своих работах уделял внимание необходимости участия детей с особыми образовательными потребностями в различных видах художественно-творческой деятельности и считал искусство одним из главных факторов формирования культурных практик ребёнка.В.С.Сухомлинский писал что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем больше взаимодействия руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».Одной из инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ являются занятия квиллингом, который, в свою очередь, является одним из направлений арт-терапии.Арт-терапия (от Art: «искусство», др.-греч. θερᾰπεία (тэрапИя): «лечение») — направление в и , основанное на применении для терапии и . В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.Значение психокоррекционной работы средствами арт-терапии в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии отмечали такие отечественные психологи, как Т.А. Добровольская, О.А. Карабанова, Г.В. Кузнецова и др.Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я использую технику квиллинг.Квиллинг, или бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции.Приёмы работы в данной технике очень просты для детей с ограниченными возможностями здоровья и доступны для их понимания.При использовании техники квиллинг достигается положительный арт-терапевтический эффект, предоставляющей большие возможности для выражения разнообразных переживаний и чувств. Ребёнок не имеет никаких рамок, может выражать себя свободно и без ограничений. Такая работа позволяет сосредоточиться на процессе и способствует развитию творческих способностей.Развивается чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, как необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей в творческом процессе.Также каждое занятие имеет обучающий характер, в процессе работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики; воспитывается воля, усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.Таким образом, использование техники квиллинг в работе с детьми с ОВЗ — это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и возможности реализовать свои творческие возможности, дающие положительный результат и динамику в развитии детей данной категории.Литература:Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. — М.: Академия, 1999. — 344 с. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент / Д. Дженкинс. — И.: Контэнт, 2010. — 48 с. Зайцева, А.А. Искусство квиллинга / А.А. Зайцева. — И.: Эксмо-Пресс, 2009. — 64 с. Синицина, Е.И. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е.И. Синицина. — М.: Академия, 1998. — 80 с. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 40 с.
