Публикации
«Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»
Автор: Рожкова Алла Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»
Автор: Рожкова Алла Александровна
Рожкова А.А.Учитель начальных классов, высшая квалификационная категорияМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 им.Ю.А.Гагарина», г. СмоленскТема «Использование информационных технологийв учебно-воспитательном процессе в начальной школе»Аннотация. Сегодня видоизменился и источник получения информации. Ранее – это учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сегодня – интернет, компьютерные программы. И я, как учитель, обязана учитывать эти реалии, вносить в учебный процесс новые методы подачи информации, поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромный поток информации, поэтому стараюсь организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.Ключевые слова: интернет, компьютерные и информационные технологии, электронный ресурс, презентации.Масштабное развитие информационных технологий и внедрение их в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие современного поколения. Бурный поток новой информации, рекламы, компьютерных технологий в телевидении, распространение всевозможных новейших смартфонов, компьютеров оказывают большое влияние на воспитание и формирование ребенка, его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности, в данном возрасте это игра. Поэтому кардинально меняются и восприятие ими окружающего мира, и характер их любимой практической деятельности - игры, любимые герои и увлечения детей. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:обеспечить положительную мотивацию обучения; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки исследовательской деятельности. Ожидаемые результаты:положительная мотивация на уроках с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников; обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе; умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе; повышение уровня использования наглядности на уроке; повышение производительности урока; применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями. Чтобы применение компьютера на уроках давало положительные результаты, необходима грамотная организация учебного процесса. При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач; какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей; какие уроки целесообразно делать компьютерными и как их организовать. На своих уроках я использую готовые электронные ресурсы, приложения к уроку, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления презентаций, слайдов. Для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов. Например, на уроке окружающего мира можно провести любую заочную экскурсию, не выходя из класса с помощью телепутешествия, используя при этом компьютер, проектор и Интернет-ресурсы. Дети приходят в восторг и, естественно запоминают и усваивают намного больше материала, тем самым увеличивая темп урока. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения у каждого ребенка появляется возможность «путешествовать» по миру знаний, что мотивирует его для развития самостоятельной познавательной активности. Обучающимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материалУроки с применением компьютерных технологий способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности обучающихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.Перечислю преимущества использования компьютерных технологий в учебном процессе младших школьников:- индивидуализация обучения;- рост объема выполненных на уроке заданий (дети, которые быстрее усваиваю материал могут закреплять изученное, делая похожие задания, которые будут помогать закрепить материал);- игровой момент: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие охотно работают с компьютером;- интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;- возможность моментально, сразу после выполненного обучающимся теста, контрольный работы получить объективную отметку за его работу.Есть и недостатки использования компьютерных технологий в учебном процессе младших школьников:Нет компьютера в домашнем пользовании учащихся и учителей. Отсутствие необходимой оборудования, компьютерной техники в образовательном учреждении, классе и т.п. Как видим, преимуществ значительно больше. Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля ЗУНов.«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», - говорил Джон Дьюи. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение ими ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. И мои ученики должны соответствовать требованиям, предъявляемым к человеку 21 века. В то же время убеждена в том, что использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, учитель современной школы, соответствует требованиям века грядущего.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.2.Виноградова Л.П.Использование информационных технологий в начальной школе // Материалы научно-практической конференции. – 2000. – 208с.3. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий// Информационные технологии. – 1998. – №6. – с. 44 – 47.4. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – с.12.5. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – Издательство «Педагогическое общество России», 2008. – 144с.
