Публикации
Занятие с элементами тренинга "Мы твердо скажем наркотикам- нет!"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие с элементами тренинга "Мы твердо скажем наркотикам- нет!"
Автор: Кузнецова Наталья Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие с элементами тренинга "Мы твердо скажем наркотикам- нет!"
Автор: Кузнецова Наталья Юрьевна
Открытое мероприятие с элементами тренинга «Мы твердо скажем наркотикам –Нет»!Цель: выяснить степень информированности о наркотиках участников; расширить и углубить информацию.Задачи: -сформировать навыки, которые помогут сделать положительный выбор в жизненных ситуациях, принимать решения с четким осознанием собственного поведения и с ответственным отношением к социальным и культурным требованиям общества; -сформировать навыки самозащиты и предупреждения возникновения проблем.Ход занятияНачнем наше занятие по теме, которую мы сейчас определим все вместе. Вывешиваю картинки. Кто изображен? Какая тема выносится на обсуждение? Правильно, речь пойдет о наркомании. «СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» Педагог зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой употребления ПАВ. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов на полу, на которых отражена соответствующая точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать другие листы с утверждениями, если вдруг их позиция в ходе упражнения изменилась. Примеры спорных утверждений:Наркомания — это преступление. Легкие ПАВ безвредны. ПАВ повышают творческий потенциал. Наркомания — это болезнь. У многих молодых людей возникают проблемы из-за употребления ПАВ. Прекратить употреблять ПАВ можно в любой момент. Наркомания излечима. Многие подростки начинают употребление ПАВ «за компанию». Люди, употребляющие ПАВ, очень часто не осознают, что зависят от них. Наркоман может умереть от СПИДа. Зависимость от ПАВ формируется только после их многократного употребления. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он ПАВ или нет. Наркоман может умереть от передозировки. Продажа ПАВ не преследуется законом. Наркомания неизлечима. Проблема распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С касается только потребителей ПАВ.Лечение и реабилитация наркопотребителей должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему. Наркоманы — это не люди. Обсуждение:Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно,когда вы оказались в меньшинстве?Легко ли было изменить свою точку зрения?Педагог: Наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами: 1) Наркотик — это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания — это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и более крупные дозы. 2) Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка, - который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем. 3) Наркомания и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация. Педагог: Давайте разберемся, что же толкает подростка к первой пробе? Почему подростки пробуют и начинают употреблять ПАВ?». Дети называют причины, педагог добавляет не сказанное.Любопытство. Желание получить новые впечатления. В подростковом возрасте дети не всегда осознают последствия своих действий и не понимают вреда ПАВ. Отсутствие увлечений и хобби. Подросток пробует ПАВ, поскольку не знает, чем себя занять. Уход от реальности и проблем. Например, если подросток переживает трудности в коммуникации с окружающими и чувствует психологический дискомфорт, ему может казаться, что проще решать эту проблему за счёт ПАВ. Неблагополучные отношения в семье. Например, если процесс воспитания ребёнка был непоследовательным, если его интересы, взгляды и мнения не учитывались. Желание стать своим в значимой группе сверстников. Подросток стремится быть похожим на того, кого он считает ярким, дерзким, авторитетным и крутым. Высокие требования и постоянный контроль родителей. Взрослые всё время следят за наличием высоких отметок в школе, не дают выбирать самостоятельно даже в бытовых вопросах и транслируют жёсткие правила поведения. Серьёзные проблемы психического здоровья. Например, невротические и личностные расстройства, психические нарушения, характерные для шизофрении. Психологические характеристики личности подростка. Например, низкая самооценка, отсутствие веры в себя и свои силы, неумение говорить «нет». Склонность к ассоциальному поведению. Подросток склонен к преступному отклоняющемуся поведению или у него был опыт нарушения закона. Сейчас мы проведем с вами небольшой игровой эксперимент «ЖИЗНЬ С ЗАВИСИМОСТЬЮ» Ведущий выдает каждому участнику по 6 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и проситнаписать (на каждом листочке по одной надписи):•Деньги•Любимая вещь•Любимая еда•Любимое занятие/хобби•Мечта•Любимый человек. «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от ПАВ, для того, чтобы понять, что происходит в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое он получает от употребления ПАВ, а за удовольствие надо платить. Я прошу вас отдать мне листочки, на которых написано «деньги». «Теперь, когда свободные деньги закончились, вам придется экономить на чем-то другом. И я прошу вас отдать обозначение того, с чем вы готовы расстаться ради получения удовольствия». Далее зависимость требует следующих «жертв», и участники отдают ведущему следующие листочки, на которых написаны ценности, в порядке убывания их значимости, пока у них не останется по 2 карточки. Затем ведущий проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого, говоря, что потребитель ПАВ не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников — это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.Педагог: «Но на самом деле мы с вами находимся здесь и теперь, и вы — здоровые люди, которые сами контролируют свою жизнь и свои ценности» и раздает каждому из участников его листочки.Вопросы для обсуждения:•С кем или чем было труднее всего расставаться и почему?•Как почувствовали себя, когда у вас отобрали «ценности» без предупреждения?•Как вы думаете, похоже ли это на то, что происходит с потребителями ПАВ вреальной жизни? Встречались ли вы с подобными примерами? (в жизни, в фильмах,книгах и т. п.). Поднимите руки, если да.Малоподвижная минута отдыха «Ценности здорового человека»Дети встают в круг и бросают мяч, называя любую жизненную ценность человека, не зависимого от ПАВДискуссия "Что такое наркомания"Цель: выяснить уровень информированности участников по проблеме наркомании. Раздаю рисунки участникам. Рисунки: подарок, сосуды, губка, рыба на блюде, игра в мяч, кормление кашей, упряжка лошадей, погода, шар на наклонной плоскости, забор, роза, цветок, сорняк, вхождение в холодную воду, оса в комнате, сообщающиеся сосуды. В течение 3 минут составить ассоциативный рассказ, начиная со слов: "Человек, который употребляет наркотики:", "Наркомания - это:"Возможные варианты ответов (примерные ответы): подарок "человеку специально дают в качестве подарка дозу наркотика, бесплатно, тем самым "подсаживая" его на наркотик. Затем в результате развившейся зависимости человек будет готов за любые деньги купить дозу у торговцев"; сосуды: "человек, который употребляет наркотики, сначала начинал с малой дозы, затем ему требуется все больше и больше. Часто наступает передозировка и наркоман умирает"; губка: "человек, употребляющий наркотики впитывает в себя всё, что вызывает состояние одурманивания"; рыба на блюде: " человек, употребляющий наркотики, как рыба на блюде с открытым ртом, жаждущей воздуха, воды, а наркоман - спасительной для него дозы наркотика, погружения себя в привычную для него среду обитания - наслаждения, кайфа, отрешенности"; игра в мяч: " человек, употребляющий наркотики, словно в игре в мяч: получил мяч (укололся), поймал кайф и больше его ничего не волнует - ни правила игры, ни человеческие взаимоотношения, ни летний пасмурный день:"; кормление кашей: "человек, употребляющий наркотики лишается самостоятельности, как малыш неспособный принимать взвешенные решения"; упряжка лошадей: "человек, употребляющий наркотики вынужден тащить за собой "тяжелый воз зависимости от психоактивных веществ". Наркотики управляют им. Освободиться от упряжи очень сложно, необходима помощь со стороны: врачей, семьи, окружающих людей и своей силы воли"; погода: "настроение наркомана такое же переменчивое как погода"; ? шар на наклонной плоскости: "человек, употребляющий наркотики очень быстро катиться вниз. Удержаться очень сложно"; забор: ":преодолевает любые трудности, препятствия лишь бы достать дозу, даже переступает черту закона"; роза: : "агрессивность, вспыльчивость, причинение боли окружающим"; цветок: : " червь - это наркотики, уничтожающие внутренние органы"; сорняк: : "бесполезность, ненужность существования"; вхождение в холодную воду: : "хоть и знает, что опасно, но всё равно ступает. "Река" наркотиков быстро уносит его. Выбираться против течения, из зависимости очень сложно"; оса в комнате: : "как оса, стремящаяся вылететь на свободу, так и наркоман в поисках дозы"; сообщающиеся сосуды: : "приносит страдание всем. Возникают проблемы и в семье, и на работе, и межличностных отношениях". А сейчас мы разобьёмся на 3 группы и каждая команда обсудит проблемы, связанные с употреблением наркотиков1 команда-медицинские2 команда-социальные3 команда- правовыеМедицинские:Расстройство работы ЦНС Психические расстройства Слабоумие Поражение всех органов ВИЧ и СПИДом Резкое уменьшение продолжительности жизни Социальные:1.Прогулы в школе, на работе2. Уход из школы, увольнение с работы3. Несчастные случаи4. Самоубийство5. Проблемы в семье, со здоровьем будущего потомстваПравовые:1.Хулиганство2.Воровство3. Грабеж4. Убийство5. Изготовление, распространение, продажа наркотиков6. Склонение к употреблению наркотиковПодведение итогов (раздача памяток «Скажем наркотикам –нет!»)Помогут ли тебе полученные знания сделать правильный выбор? Какие причины, толкающие подростков к употреблению ПАВ, кажутся вам самыми сложно разрешимыми?Рефлексия Дружи и встречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудную минуту, кто придет тебе на помощь и поддержит. Знай, тот, кто предлагает тебе наркотики, даже бесплатно, твой недруг. Он хочет тебе не добра, а зла, хотя будет при этом говорить ласковые, добрые слова. Мы выбираем здоровый образ жизни!
