Публикации Интернет-проектирование как средство создания индивидуальных проектов школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интернет-проектирование как средство создания индивидуальных проектов школьников
Автор: Шевченко Ольга Владимировна

Шевченко Ольга Владимировна, учитель информатики и математики,ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»,гебекино, Белгородская областьКлевцова Светлана Васильевна, учитель математики,ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»,гебекино, Белгородская областьИспользование цифровых образовательных платформ как средство формирования у учащихся ключевых компетенцийАннотация: В статье анализируется содержание материала по информатике на современных образовательных платформах "Яндексчебник" и "Алгоритмика". Рассматриваются преимущества использования электронных образовательных платформ перед стандартными учебниками. Приводятся примеры заданий, которые способствуют развитию у учащихся soft skils.Ключевые слова: гибкие навыки, soft skils, универсальные навыки, цифровая образовательная платформа, критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, коллаборация.Приоритетной целью современной школы, согласно программы развития образования РФ и федеральных государственных образовательных стандартов, является «не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности каждого ученика».В большом потоке информации ученику приходится быстро переключаться с одной задачи на другую, эффективно работать в команде, креативно и критически мыслить, выдвигать суждения, принимать решения и организовывать свое время. Все перечисленные навыки являются универсальными во всех сферах жизнедеятельности и называются «гибкими навыками» или soft skils. От способности человека приобретать и развивать умения и навыки, которые могут применяться к целому ряду жизненных ситуаций, зависит его конкурентоспособность на рынке труда. Из этого следует, что в образовательном процессе необходимо развивать у учащихся готовность к профессиональной жизни. Цели образования должны включать в себя не только набор знаний, но и ключевые компетенции.Компетенция – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.[5,c.1]По мнению президента Всемирного экономического форума Клауса Шваба, soft skils необходимыми для того, чтобы стать успешным в современном мире. В нашей стране этот перечень был сокращен до четырех ключевых компетенций и получил название «Система 4К»[2, c.34]:
  • Критическое мышление;
  • Креативное мышление;
  • Коммуникация;
  • Коллаборация.
  • Информатика – один из самых быстро развивающихся предметов. Постоянно внедряется и обновляется программное обеспечение, поступает новое современное оборудование, меняются способы передачи информации. Поэтому, материал, который содержится в традиционных учебниках, не всегда актуален.[1,c.1]Во всех школах Белгородской области с сентября 2022 года реализуется проект по изучению предметной области «Информатика», который разработан Группой компаний «Просвещение» совместно со Школой математики и программирования «Алгоритмика». Кроме того, в рамках регионального эксперимента учащиеся 9 класса изучают информатику с помощью цифровой образовательной платформы Яндексчебник. Контент на этих платформах изменяется в соответствиями с тенденциями в области информационных технологий, а формы проведения уроков разнообразны, что позволяет развивать навыки 4К.Формирование критического мышления.Критическое мышление - это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач[5,c.2]. Наилучшим условием для развития критического мышления является ситуация взаимодействия. Так при рассмотрении темы «Инструменты и методы решения больших задач» платформы Яндексчебник в 8 классе, разработчиками предлагается форма проведения занятия «групповая дискуссия». Перед группой учащихся стоит задача организации турнира по шахматам. Для ее решения необходимо:
  • Сформулировать задачу;
  • Разбить задачу на подзадачи;
  • Составить план решения;
  • Реализовать решение задачи;
  • Оценить результат. [4]:
  • Результаты работы нужно оформить на онлайн-платформе для командной работы Miro. Благодаря это школьники развивают сетевую грамотность.Обучающиеся обмениваются мнениями о том, что такое задача в повседневном понимании, для чего нужно ставить задачи, как ставить задачи себе и другим, чтобы добиться успеха. Во время дискуссии происходит обмен мнениями, собственные знания пополняются новыми, происходит переосмысливание понятий. Формирование креативного мышления.Креативность – умение нешаблонно мыслить и находить неожиданные решения проблемы.Задания на развитие креативного мышления предлагаются во многих разделах образовательной платформы Яндексчебник. Так при изучении темы «Устройства ввода и вывода» обучающиеся должны подготовить рассказ о необычном периферийном устройстве, представить свою идею в классе, узнать, хотят ли слушатели такое устройство, что бы они предложили в нем изменить? Формирование коммуникативных навыков.Коммуникация – умение эффективно коммуницировать, доносить свои мысли, слушать и слышать других людей. Коммуникация проявляется в умении разъяснять свои идеи, задавать вопросы одноклассникам и отвечать на их вопросы[3,c.8].Изучая в 7 классе тему «Защита презентации» раздела «Презентации», обучающиеся знакомятся с советами по защите своих работ, ведут диалог с классом, высказывают свои мысли, оценивают работы. Примерные вопросы слушателей[4]:
  • Почему ты думаешь, что эта тема важна?
  • Как еще можно решить эту проблему?
  • Какие еще примеры можно привести?
  • Почему выбран такой дизайн?
  • Кого сильнее всего заинтересуют выводы, которые ты делаешь в презентации?
  • Кроме того, в материалах уроках даются ссылки на конкретные ресурсы, содержащие советы для выступающих.Развитие коллаборации.Коллаборация – сотрудничество, командное взаимодействие, в результате которого учащиеся должны научиться анализировать себя и других для решения какой-либо конкретной задачи.На платформе «Алгоритмика» в рамках одного из занятий предлагаются дебаты по передовым цифровым технологиям: VR/AR, Чат-бот, экзоскелет, нейроинтерфейс. Обучающиеся выбирают одну или две темы для обсуждения. Делятся на команды. Каждая из команд должна выбрать позицию «за» или «против». Школьники находятся за персональными компьютерами, с которых заходят в командный проект (презентацию, созданную в облачных технологиях) и обосновывают свою позицию.Таким образом, встраивание современных образовательных платформ в учебный процесс – это одно из современных и перспективных направлений обучения информатики. Такой подход позволит добиться принципиально новых результатов, включающих в себя как приобретение знаний, так и развитие ключевых компетенций.ЛИТЕРАТУРА
  • Авзалова, Э. Формирование soft skils у обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по информатике/ Э.Авзалова. – URL: (дата обращения 01.12.2025).
  • Пинская, М. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации/ М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.:Корпорация «Российский учебник», 2020. – 76 с.
  • Тимашева, Н. Аналитический отчет участницы первого тура регионального этапа Конкурса «Учитель года – 2021»/Н.Тимашева.-URL: images/dokuments/uchitel_goda_2021/analit_otchet.pdf (дата обращения 15.11.2025).
  • Цифровая платформа для обучения [Электронный ресурс].URL: (дата обращения 26.11.2025).
  • Ямбург, Е.А. Ключевые компетенции учащихся – новый результат образования/Е.А.Ямбург//IV Международный практический «Инфофорум» для педагогов. – 2023. - (дата обращения 17.11.2025).
  • -