Публикации Формирующее оценивание как средство повышения мотивации к обучению у школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирующее оценивание как средство повышения мотивации к обучению у школьников
Автор: Шевченко Ольга Владимировна

Шевченко О.В.ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВПроцесс оценивания результатов деятельности школьников является важной составляющей всего образовательного процесса. ФГОС задаёт новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах нового образовательного стандарта говорится о том, что оценивание должно основываться на четких критериях [1]. Система оценивания должна строится таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки. Такой подход может быть полностью реализован с помощью техники формирующего оценивания.Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, в какой степени удалось реализовать учебные цели, а ученик определяет «точки роста» для достижения наилучших образовательных результатов [2,c.9].Данная методика относится к мотивационно ориентированным оценочным инструментам. Одним из приемов реализации техники формирующего оценивания является техника использования опросников самодиагностики.Существует несколько видов опросников: [4]1.Опросники, позволяющие получить информацию об учебном стиле ученика, о способах организации учебной деятельности, которые он предпочитает.Самодиагностика «Я хорошо учусь, если…» в 7 классе показала, что 13 из 17 учащихся абсолютно согласны с утверждением «Делаю что-либо руками» и «Читаю и перечитываю материал». Анализируя результаты по классу, был получен средний балл «2» по утверждению «Использую диаграммы и таблицы», что свидетельствует о том, что учащиеся не умеют делать выводы на основе данных инфографики. В ходе преподавания необходимо обратить внимание на данный факт, включить соответствующие формы работы на уроке и снова провести опросник. 2.Опросники, самодиагностики по пройденному разделу.Для того чтобы работа с опросником была эффективной, его нужно использовать не только с целью контроля, но, главным образом, для того, чтобы ученики определили, с чем им нужно дополнительно поработать, в чем разобраться и что закрепить. Это способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету. Поэтому проводить работу с опросниками нужно хотя бы за неделю до проверочной контрольной работы, что поможет учителю скорректировать свою работу на основе промежуточных результатов.Пример опросника самодиагностики по теме «Кодирование звуковой информации».3.Опросники самодиагностики для работы с партнерами.Представленный ниже опросник самодиагностики используется на этапе проверки понимания новых знаний. Работая в паре и обсуждая варианты ответов, учащиеся закрепляют материал по теме «Кодирование звуковой информации»[5], вследствие чего получают четкие указания на то, какое содержание потребуется при проверке и какие знания и материалы они могут проработать для повторения. Это помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы. Фамилии_______________________________________________Сначала каждый из вас должен ответить на вопросы. Если твой ответ не совпадает с ответом партнера, то объясни ему свой выбор. Слушай внимательно точку зрения партнера. Совместно приходите к правильному решению.При каждом ответе отметь, правильным или ложным ты считаешь данное утверждение. В случае неверного утверждения, запиши обоснование.Такой опросник для совместной работы можно составить в документе на облачном хранилище, где обучающиеся заполнят его с разных устройств, а учитель быстрее получит и обработает результат. Кроме того, это позволит развивать у обучающихся ИКТ-компетенции.Приведенные примеры могут служить образцами для разработки подобных опросников на любом предмете и во внеурочной деятельности. Процесс формирующего оценивания должен носить циклический характер, направленный на устранение пробелов в знаниях у учащихся с одной стороны и совершенствование методик преподавания с другой стороны.Стоит сказать, что для получения объективной обратной связи педагог должен самосовершенствовать свои коммуникационные навыки. Уметь построить свои отношения с детьми на дружеской, доверительной основе, поддерживать их, указывать сильные стороны, давать возможность улучшить свои результаты, укреплять мотивацию, направлять на успешность. Таким образом, формирующее оценивание помогает отслеживать прогресс каждого обучающегося, формирует универсальные учебные действия, позволяет создать атмосферу успешности и открытости в общении с учителем, несет в себе стимулирующую и мотивационную функцию.ЛИТЕРАТУРА
  • Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие / Е.Н. Кохаева. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. – 66 с.-Текст: непосредственный.
  • Пинская А.Ю, Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с. ISBN 978-5-98704-569-5. - Текст: непосредственный.
  • Шешенина Ю.В. Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС URL: (дата обращения 10.12.2025). - Режим доступа: свободный. Текст: электронный.
  • Кисарова М.Н. Новые формы оценивания в условиях введения ФГОС в основной школе (из опыта работы) URL: (дата обращения 10.12.2025). - Режим доступа: свободный. Текст: электронный.
  • Хостинг документов doc4web. Конспект урока по Информатике "Двоичное кодирование звуковой информации": URL: (дата обращения 11.12.2025). - Режим доступа: свободный. Текст: электронный.
  • -