Публикации Мастер - класс " Мой Пушкин"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер - класс " Мой Пушкин"
Автор: Гуляева Наталья Васильевна

Мастер - класс по литературному чтению "Мой Пушкин"Гуляева Наталья Васильевна12.12.2025 Форма: устный журнал.Цели занятия:
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина;
  • • развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся;
  • формирование коммуникативных и регулятивных УУД;
  • воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.
  • Задачи:
  • формирование активной читательской позиции;
  • азвитие коммуникативных навыков школьников.
  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы
  • Метапредметные результаты:
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
  • умение работать с разными источниками информации.
  • Оборудование урока:
  • портреты А.С.Пушкина, фотографии о жизни А.С.Пушкина;
  • выставка книг с произведениями А.С.Пушкина и о Пушкине;
  • презентация к уроку.
  • Рисунки детей
  • Ожидаемый результат:
  • обобщены и систематизированы знания учащихся по теме "Русские писатели".
  • учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.
  • продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.
  • рефлексия.
  • 1. Оргмомент2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся- Наш урок посвящён творчеству А.С.Пушкину. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик, у каждого человека Пушкин свой.- Как вы понимаете, что у каждого свой Пушкин? (ответы)- Как бы вы назвали тему нашего урока по творчеству А.С.Пушкину? (Мой Пушкин)- Кто может предположить какая цель нашего урока?- Через более глубокое изучение творчества и жизни Пушкина, попробуем открыть для себя своего А.С.Пушкина.- Итак, наш урок действительно называется «Мой Пушкин», пройдёт он в форме устного журнала. Надеюсь, что каждый из вас сумеет глубже понять душу великого поэта, его творчество и насладиться его волшебными произведениями, а в конце урока дать себе ответ на вопрос: какой он - мой Пушкин?3. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний- Итак, первая глава нашего журнала посвящена1 страница биографии А.С.Пушкина6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе у Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.Отец поэта, Сергей Львович, отставной военный, был старинного дворянского рода, но не богат и не очень удачлив в службе. Был он «нрава пылкого, раздражительного», но очень любил поэзию. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать на балы, пользовалась в обществе большим успехом. Характер имела вспыльчивый: то гневалась, что и дети и муж старались не попадаться ей на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Кроме Александра у Пушкиных было ещё двое детей Ольга и Лев. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её: своим упрямством, привычкой грызть ногти, а главное он был непохож на других детей.Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, выучила его читать и писать по - русски, она и французские гувернёры занимались образованием Пушкина до поступления в лицей.Совсем ребёнком, когда отроду ему было 12 лет, Александр Пушкин был зачислен в Царскосельский лицей. Во время учёбы в лицее Пушкину никак не давалась такая наука как математика, и очень часто он по ней получал двойки, но дела с литературой обстояли иначе. Свои первые стихотворения, представленные педагогическому составу он представлял под псевдонимом, который являлся и его прозвищем - Феофаний Косичкин.2 страница журнала «Стихи о природе»- На уроках мы говорили о том, что Пушкин очень любил русскую природу во все времена года, перелистнув следующую страницу нашего журнала мы увидим наступление зимы в русской деревне из творчества Пушкина.«Стихи о зиме»- Я предлагаю послушать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы и передаёт радость, которую испытывает главная героиня Татьяна с её приходом. Прочитает Майорова Даша.В тот год осенняя погодаСтояла долго на дворе,Зимы ждала, ждала природа.Снег выпал только в январеНа третье в ночь. Проснувшись рано,В окно увидела ТатьянаПоутру побелевший двор,Куртины, кровли и забор,На стеклах легкие узоры,Деревья в зимнем серебре,Сорок веселых на двореИ мягко устланные горыЗимы блистательным ковром.Все ярко, все бело кругом.- Ещё я хочу напомнить поэтический отрывок, который мы узнали в 1 классе. В нём Пушкин рассказывает о том, как с приходом зимы преобразилась природа.Равковская ДашаВот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл - и вот самаИдет волшебница зима.Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов;Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов;Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз. И рады мыПроказам матушки зимы.- Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Оно веселит, бодрит и создаёт праздничное настроение.Щепелева ДашаМороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный -Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела -А нынче... погляди в окно:Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня.- Ребята, а как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал стихи о зиме? (Приподнятое, бодрое, радостное, весёлое)Пушкина было любимое время года осень и ей он посвятил много стихотворений. Мы послушаем одно из них.«Уж небо осенью дышало». Слинкина Алена- Ребята, на 3 странице нашего журнала «Пушкин и живопись», хочу познакомить вас с известным портретом Пушкина выполненным Орестом Адамовичем Кипренским. Жизнь поэта не была лёгкой и безоблачной, поэтому нередко Пушкину приходилось переживать и другое настроение: печальное, грустное. Художник сумел понять Пушкина, и передать через портрет его мысли, его печали, его мечты. Об этом портрете сам поэт в одном из своих стихотворений сказал: «Себя, как в зеркале я вижу…»Есть у Пушкина стихотворение, в которых нашло отражение печальное и грустное настроение поэта?Пушкину приходилось много путешествовать, ездили в то время на лошадях, дорога, особенно с зимой, была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий поэт сочинил эти строчки.- Зимняя дорога Котурбаш КристинаСквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска...Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег... Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне...- Чтобы завершить тему, связанную с живописью, хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин постоянно рисовал своих персонажей. Рисовал он и самого себя. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автор портрета получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком - нибудь смешном вид
    -