Публикации
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Будякова Наталья Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Будякова Наталья Леонидовна
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАБудякова Наталья Леонидовна,педагог - психолог,МАОУ «ЦО № 1 «Академия знаний имени Н.П.Шевченко» Старооскольского городского округа, г.Старый ОсколАннотация. Младший школьный возраст – благоприятный период для воспитания у детей осознанного сопереживания текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания, то есть эмпатии. Художественная литература является важным средством воспитания у младших школьников чувства сострадания, эмпатии к близким людям, к окружающим их людям и к животным. Ключевые слова: сочувствие, воспитание, эмпатия, милосердие, доброта, дети дошкольного возраста, художественная литература.Чтобы воспитать детей определенным способом, испытать от них конкретную реакцию, взрослым полагается самим эмоционально реагировать, выражать свое чувство к происходящему. И дети «заряжаются» эмоциями окружающих их людей. Чувство доброты, желание помогать окружающим развивается у детей вместе с радостью и гордостью за поступки взрослых. «Глазами взрослых» дети смотрят на большинство предметов, явлений окружающей жизни, повторяют их отношение, взгляды. Все, что взрослый оценивает негативно, дети считают плохим, то, что положительно, - хорошим. Педагогические исследования и собственные наблюдения позволяют сделать совсем неблагоприятный вывод: нравственно воспитанных детей, которым понятно чувство доброты, сострадания, милосердия стало меньше. Проводя коррекционно – развивающую работу с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи, мы включаем в план работы чтение художественной литературы, беседы по прочитанному, обсуждение проблемных ситуаций. Ведём работу по формированию связной речи.Но не всегда нам, взрослым, хватает знания, умения преподнести и правильно истолковать ребенку не просто слова, а чувства – доброта, сострадание, сочувствие, милосердие. Развивать у детей умение сочувствовать необходимо как на положительных, так и на отрицательных примерах, ведь только сравнивая хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Помогая детям развить сочувствие, стремление совершить настоящий поступок, стимулировать чувство смущения, сожаления, когда поступил плохо, имеет важное значение вовремя выбрать такие средства, которые будто бы помещали ребенка в положение другого, страдающего, побуждали его переживать то, что переживает другой. Немаловажную роль в этом вопросе играет художественная литература. Положительные персонажи сказок, рассказов, басен, стихотворений порождают у детей чувство восторга, расположение, стремление равняться на них. Зачастую действующие лица художественных произведений страдают из - за того, что нанесли кому - то вред, терзаются до того времени, пока не исправят свой проступок. Отрицательные персонажи, чаще всего, высмеиваются, в произведениях они, теряют то, к чему настойчиво стремились: алчные – богатства, склонные к лени и невежественные – желанной награды. Со временем дети открывают для себя такие понятия как совесть, стыд, в чем проявляется зло.Всякий раз дети с большим участием слушают ненецкую сказку «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих сыновей, потому что они были черствыми, ленивыми, не заботились о ней. Дети достаточно хорошо замечают и воспринимают вину сыновей. У них появляется чувство жалости к матери. Очень важно такие эмоциональные моменты интонационно правильно преподнести детям. Отношение детей к родителям, и особенно к матери, подробно раскрывается в художественной литературе, сказках. У младших школьников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев к маме может служить хорошим примером для ребят. Чувство доброты, любовь, которую дети сначала проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Чтобы так было, педагоги должны учить детей младшего школьного возраста заботиться не только о родителях, младших братьях и сестрах, но и об окружающих их «чужих» людях – о сверстниках, о заболевшей соседке. Возникающие у детей добрые чувства необходимо поддерживать, развивать, предоставляя ребенку возможность действовать! В противном случае чувства детей быстро угасают, и вся проводившаяся взрослыми ранее воспитательная работа не принесет ожидаемых результатов.Воспитание сочувствия тесно взаимосвязано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно дети узнают о том, что добрый человек никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей и взрослых. Добрый человек никогда не мучает животных.Взрослый должен позаботиться о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении художественной литературы, нашли отражение в их жизни. Но делать это надо достаточно гибко, умело. Формальность, прямолинейность взрослого, иногда дает негативный результат, вызывает озлобленность. Например, нельзя, прочитав детям рассказ о нечестном мальчике, спросить у них: «А кто в нашем классе нечестный?» Прямой метод воздействия возможен, только когда речь идет о положительных образах художественных произведений.Воспитывая у детей сочувствие, полезно вспоминать вместе с ними и ранее прочитанные рассказы о добром отношении к животным, о дружбе, о проявлении заботы о людях. Это рассказы Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского, стихи Н.Некрасова, произведения В.Катаева, С.Михалкова, К Чуковского, Е.Пермяка, В.Осеевой. Очень хорош в этом отношении рассказ Э.Цюрупы «Олешек». В последующих беседах после прочтения таких произведений нужно обязательно обращать внимание детей на эмоциональное состояние героев, на их переживания. Таким образом, дети младшего школьного возраста, следуя примеру взрослых или героев произведений художественной литературы, стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Чувство доброты, желание помогать окружающим развивается у детей вместе с радостью и гордостью за поступки взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. В связи с этим можно рекомендовать педагогам чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей младшего школьного возраста чувства эмпатии. Список используемой литературы:Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и в школе/М.А.Андрианов //- Минск: Букмастер, 2012.-280с. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И. Божович // Вопросы психологии.- М.: Просвещение, 2014. – 254с. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста/Т.П.Гаврилова// Вопросы психологии. – 1974. № 5, С.107-114.
