Публикации Развивающая площадка: развлечение или инвестиция в будущее ребёнка?

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развивающая площадка: развлечение или инвестиция в будущее ребёнка?
Автор: Привалова Татьяна Викторовна

Развивающая площадка: развлечение или инвестиция в будущее ребёнка?Центр детской реализации «Умка»Целевая группа На развивающей площадке разными видами детской деятельности занимаются все возрастные группы детского сада – дети от 1, 5 до 7 лет, 12 групп. Площадь, количество объектов и дидактического материала, позволяют организовать работу подгруппами по 10-12 детей либо со всей группой (в зависимости от возрастной группы и образовательных целей).Предназначение инфраструктурного решения.Центр деткой реализации «Умка» даёт детям возможность выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, обеспечивает условия для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, плетение и пр.).Описание инфраструктурного решения.Центр детской реализации «Умка» представляет собой площадку, расположенную на территории ДОУ, на которой размещены различные развивающие игры:1. Игра «Что растёт на дереве?» Состоит из двух баннеров с изображением деревьев. Дети располагают картинки на липучках (листья, фрукты) на данных деревьях с возможностью их замены.2. Бизиборд (занимательная доска) - это деревянная доска, на которой надежно закреплены различные элементы для развития мелкой моторики малыша. Набор элементов очень разный: кнопки, вентили, колесики, замки, дверцы, шестеренки, переключатели и так далее. 3. Игра «Шашки». Представляет собой нарисованную шахматную доску на поверхности стола, шашки-фишки.4. Конструирование. Деревянный конструктор содержит фигурки людей, растений, животных, блоки для сооружения домов и объектов. 5. Рисование. На территории площадки расположен мольберт для рисования мелом на доске. 6. Игра «Плетение ленточками». Разноцветные атласные ленты закреплены на горизонтальной поверхности (палочке), благодаря чему детям очень удобно плести из них разные виды узоров, косы, переплетать в две или более ленты. 7. Игра «Плетение шнурка». Представляет собой сетку-тренажёр, в который вплетается шнурок, благодаря которому можно создавать различные узоры, развивая у детей познавательный интерес и воображение.8. Игра «Весёлые колёсики». На поверхности, в шахматном порядке расположены металлические колёсики, через которые можно переплетать верёвочки, создавая различные узоры и выстраивая логический маршрут такого путешествия.9. Игра «Лабиринт». Состоит из разного диаметра труб, как открытого, так и закрытого типа. Можно применять как для игры с водой, направляя водные потоки на разные преграды, устраивая водопады и каскады, так и для игры с шариком, пуская его по разным направлениям. В итоге шарик попадает в сетку.10. Игра «Познавательные счёты». Математические счёты помогают получить представления о сохранении количества. Дети могут выстраивать колёсики в каждом ряду, зрительно сравнивая их количество.Цель проекта: создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей на территории ДОУ.Задачи:- приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере;- внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды;- развивать творческие способности, любознательность, стремление к экспериментированию у дошкольников;- формировать чувство уважения к сверстникам и взрослым у детей.Описание образовательной деятельности обучающихся (воспитанников).Образовательная деятельность в центре детской реализации «Умка» проходит как в режимных моментах, так и в свободное от образовательной деятельности время. Детский центр помогает детям обучаться в игре, а, как известно игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум и ребенка, затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос жизнерадостным, здоровым и крепким.Детский центр охватывает несколько групп игр, как предметные, так и творческие, развивают мелкую моторику рук, умственный потенциал, вызывают исследовательский интерес. В процессе таких игр педагог учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить. Кроме того, организует работу таким образом, чтобы у детей была возможность для проявления инициативы, было стремление к обретению новой информации.Описание действий организаторов (педагогов/воспитателей). Образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ в центре детской реализации «Умка» проводится педагогами следующим образом:- Организованная образовательная деятельность по различным направлениям в летний оздоровительный период.- Досуговая деятельность и организация тематических мероприятий, включающие в себя совместную работу педагога с детьми, а также воспитанников ДОУ со сверстниками.- Свободная самостоятельная деятельность детей.- Совместная деятельность детей и родителей.Ожидаемые образовательные результаты.При организации деятельности в центре детской реализации «Умка» воспитанники ДОУ:- проявляют инициативу, самостоятельность, любознательность в игре и в общении со сверстниками;- развивают мелкую моторику, которая непосредственно влияет на ловкость рук, скорость реакции ребенка, мышление;- в играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны;- развитие интеллектуальных способностей, осознание своих ошибок, стремление исправить их.- интерес к исследовательской деятельности.Привлекаемые для образовательной деятельности ресурсы по использованию инфраструктурного решения.Кадровые – педагогический состав ДОУ планирует и реализовывает деятельность на развивающей площадке. Материально-технические – используется территория ДОУ для проведения образовательной деятельности.Организационно-административные – администрация ДОУ контролирует образовательный процесс на развивающей площадке, регулирует возникающие вопросы. Участвует в конкурсах инфраструктурных решений.Администрацией ДОУ систематически инициируются внутренние смотры – конкурсы территории, проекты, направленные на создание комфортных, благоприятных условий для развития детей и организации разнообразной детской деятельности. Характер и размер финансово-экономического обеспечения реализации инфраструктурного решения.Бюджет обеспечения реализации инфраструктурного решения составил 6 000 рублей, полученных за счет привлечения внебюджетных средств (средства муниципального недвижимого имущества).Эффекты инфраструктурного решения.В аспекте формирования образовательных результатов: Ожидаемые образовательные результаты при работе центра детской реализации «Умка» предполагает: умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией. А также умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать. Устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы. Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.Экологически чистый и безопасный материал, из которого изготовлены все игры, создаёт благоприятные условия для развития детей.В аспекте улучшения условий образовательной деятельности:Создаются благоприятные условия для реализации разнообразной детской деятельности не только в помещениях дошкольного учреждения, но и на прилегающей к зданию ДОУ территории. Особую актуальность это приобретает в летний оздоровительный период, когда вся деятельность воспитанников проводится преимущественно на свежем воздухе, поэтому игры на свежем воздухе стали лучшим решением в развитии детской активности.В аспекте эффективности деятельности педагогических и управленческих кадров: Развитие творческого потенциала в работе педагогов, а также представление профессионального опыта на конференциях, семинарах, фестивалях разного уровня. В аспекте пространственно – архитектурного переустройства:В результате нового инфраструктурного решения удалось спроектировать на территории ДОУ не только традиционные прогулочные групповые площадки, но и комплекс развивающих площадок для организации разнообразной детской деятельности. Тем самым, реализовано требование ФГОС ДО по обеспечению максимальной реализации образовательного потенциала организации, группы, а также территории ДОУ.Перспектива применения, возможное развитие.Обогащение предметной среды игрового развивающего центра «Умка», с целью создания благоприятных условий, способствующих гармоничному развитию и саморазвитию детей на территории ДОУ. Возможность совместных занятий с узкими специалистами для детей ОВЗ под руководством учителя-логопеда, психолога и т.д.
-