Публикации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Гурьева Екатерина Александровна

УДК 81Гурьева Е.А.МБОУ Губернаторский лицей №101 им Ю.И.Латышева при ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н. Ульянова"Учитель иностранных языков первой квалификационной категории(г.Ульяновск, Россия)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Аннотация: Настоящее исследование анализирует использование виртуального учебного пространства Moodle в обучении английскому языку. Главная цель — оценить эффективность внедрения Moodle в условиях дистанционного и смешанного обучения и определить его потенциал для повышения качества языковой подготовки. Актуальность обусловлена ростом онлайн-образования и необходимостью оптимизации методик преподавания иностранного языка через цифровые платформы. Вопросы охватывают реализацию интерактивных языковых курсов в Moodle, влияние платформы на мотивацию и успеваемость учащихся, а также преимущества и ограничения её применения. Задачи включают обзор методов внедрения Moodle, оценку текущих практик и разработку рекомендаций по оптимизации платформы. Методы: систематический обзор литературы, анализ кейсов и эмпирические данные (опросы и интервью преподавателей и студентов). Структура статьи — теоретические аспекты, материалы и методы. Ключевые слова: Moodle, виртуальное учебное пространство, онлайн-образование, дистанционное и смешанное обучение, английский язык, интерактивные языковые курсы, мотивация учащихся. Позиционирование Moodle как виртуального учебного пространства в обучении английскому языку во многом опирается на его структурную гибкость и доступность. Эти свойства позволяют адаптировать платформу под разнообразные языковые практики: от самостоятельной проработки грамматики и лексики до организации групповой работы над коммуникационными заданиями и интерактивными упражнениями. В контексте языкового образования гибкость Moodle проявляется в возможности конфигурировать курсы под конкретные цели обучения, подбирать типы заданий, настраивать рейтинги и сроки, а также интегрировать внешние ресурсы: аудио и видео материалы, онлайн-словарь, интерактивные упражнения и тесты. Доступность платформы обеспечивает широкий охват аудитории за счет поддержки разных устройств, совместимости с мобильными приложениями и возможностью обучения в офлайн-режиме через локальные архивы материалов. Эти факторы сочетаются как с потребностями начинающих учащихся, так и с требованиями продвинутых студентов, которым необходим автономный режим работы и доступ к расширенным ресурсам. Гибкость и адаптивность. Moodle позволяет строить курсы так, чтобы они соответствовали различным стилам обучения и темпам усвоения материала, что особенно важно для языкового обучения, где темп восприятия может существенно различаться у учащихся. Возможность модульной компоновки контента и повторного использования учебных блоков облегчает создание курсов для разных уровней владения языком и для различных целевых аудиторий. Доступность и совместимость. Поддержка многоплатформенности и синхронной и асинхронной работы обеспечивает доступ к материалам в любое время и на разных устройствах. Мобильная версия и приложения позволяют обучаться вне класса, что важно для привычки к регулярной языковой практике, например к прослушиванию аудио материалов или выполнению заданий на словарный запас в свободное время. Аналитика и оценивание. Встроенные средства учёта прогресса, журналы активности, отчеты по прохождению и результатам тестов дают преподавателю возможность мониторинга динамики овладения языковыми навыками, корректировки содержания и оперативной поддержки учащихся. Поддержка разнообразных форм коммуникации. Форумы, группы, блоги, совместные редактирования текстов и проекты способствуют развитию письменной и межкультурной коммуникации, что является важной частью обучения языкам. Возможности для организации ролевых и смысловых задач через интерактивный контент позволяют моделировать языковую коммуникацию в условиях, близких к реальному использованию языка. Расширяемость и интеграции. Наличие плагинов и интеграционных возможностей позволяет подключать дополнительные инструменты для языковой практики: аудио-видео редакторы, внешние словари, тестовые движки, средства для оценки устной речи и т. п. Это снижает потребность в носителях на сторонних платформах и обеспечивает единое образовательное пространство. Однако в контексте обучения языкам у Moodle обнаруживаются и определенные ограничения, которые требуют внимания. Прежде всего, отмечается необходимость дополнительной поддержки пользователей и преподавателей. В университетских и школьных условиях часто возникает дефицит методической поддержки по проектированию эффективных языковых курсов и задания, ориентированных на развитие говорения, аудирования и межкультурной коммуникации. Необходимы обучающие руководства, примеры готовых курсов и шаблоны заданий, которые позволили бы снизить порог входа для преподавателей и ускорить процесс авторирования материалов. В рамках этого аспекта полезна структурированная библиотека лучших практик, а также курсы повышения квалификации по педагогическим и техническим вопросам внедрения Moodle в языковое обучение. Другая важная проблема связана с ограниченными интерактивными возможностями платформы, особенно в части естественного устного взаимодействия и оценки говорения. Хотя Moodle поддерживает синхронную коммуникацию через внешние видеоконференции и записи заданий, встроенных инструментов для полноценной организации разговорной практики и автоматизированной оценки устной речи недостаточно. Это требует интеграции сторонних решений или разработки специализированных модулей, что создает дополнительные требования к техническим ресурсам и к обучению преподавателей. Кроме того, внедрение языковых активностей, ориентированных на устную речь, часто требует аккуратно продуманной оценки и фидбэка, чтобы обеспечить надежную обратную связь учащимся и сопоставимость результатов с учебными целями. Еще один аспект связан с пользовательским опытом: восприятие интерфейса и навигации может оказаться сложным для начинающих пользователей и преподавателей, не обладающих высокой цифровой грамотностью. Это влияет на скорость освоения платформы, качество конструируемых курсов и эффективность использования интерактивных инструментов. Небольшие различия в реализации на разных устройствах могут вызывать непредсказуемые проблемы совместимости: загрузка мультимедиа, корректность отображения материалов и устойчивость подключения во время онлайн-заданий. Решение требует комплексного подхода к дизайну интерфейса, улучшения документации и персональной поддержки пользователей, в частности через учебные курсы для преподавателей и понятные инструкции по настройке курсов под языковые задачи. Таким образом, анализ сильных и слабых сторон Moodle в контексте обучения языкам указывает на необходимость целенаправленного развития платформы в нескольких направлениях. Во-первых, усиление поддержки пользователей и преподавателей через создание методических руководств, шаблонов курсов и обучающих программ. Во-вторых, повышение интерактивности и точности оценки устной речи за счет интеграции специализированных инструментов или разработки новых модулей, ориентированных на языковую практику. В-третьих, совершенствование пользовательского опыта и доступности, включая оптимизацию навигации, адаптивные интерфейсы и расширение возможностей мобильной работы. В-четвертых, развитие расширяемости и аналитических возможностей для языкового обучения, чтобы обеспечить более глубокий мониторинг прогресса и адаптивные траектории обучения. Эти направления приведут к более эффективному и устойчивому использованию Moodle в обучении английскому языку, расширят учебные возможности и повысят качество языкового образования в дистанционных условиях.Список литературы:1. Толмачева Светлана Владимировна. К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. URL: (дата обращения: 12.12.2025).2. Шилько Жанна Николаевна, Пиртань Дарья Сергеевна, Белохвостов Алексей Александрович. ИСПОЛЬЗОВАНИЕРЕАЛЬНОСТИ ВХИМИИ // Вестник науки и образования. 2021. URL: (дата обращения: 12.12.2025).3. Троепольская А. П..РЕАЛЬНОСТЬ ВИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. URL: (дата обращения: 12.12.2025).
-