Публикации
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Автор: Псарёва Елена Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Автор: Псарёва Елена Борисовна
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАПсарёва Елена Борисовна, мастр п.о. ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»Одним из эффективных способов повышения качества образования является применение личностно-ориентированных технологий, поэтому в процессе обучения необходимо осуществлять подбор таких материалов, которые обращаются к личному опыту обучающихся, к их возможностям, побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентиров.Использование личностно-ориентированных технологий предполагает отказ от авторитарного способа общения. Это необходимо для создания партнерских, доверительных отношений между преподавателем и обучающимся, которые в значительной степени влияют на качество усвоения знаний. В своей работе мы часто используем технологии компенсирующего обучения, педагогической коррекции, поддержки, выравнивания. Во внеурочное время индивидуально или в малых группах проводим дополнительные занятия с целью ликвидации пробелов в знаниях и умениях.Обучение в сотрудничестве, мы считаем, что эта технология наиболее успешная альтернатива традиционным методам обучения. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!Рассмотрим несколько вариантов этого метода обучения.Обучение в команде, то есть в малой группе, состоящей из 4-5 человек с разным уровнем обученности. При данном методе особое внимание уделяется «групповой цели», успеху всей группы, который может быть, достигнут только в результате эффективной самостоятельной работы каждого ее члена, во взаимодействии с другими обучающими. В целом «обучение в команде» сводится к трем основным принципам.1. Награда: группа получает одну на всех оценку. Для этого необходимо выполнить предложенное всей группе задание. 2. Персональная ответственность каждого члена группы, означающая, что успех или неуспех всей группы зависит от его удач или неудач. Это стимулирует членов группы оказывать помощь товарищам в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к тестированию или контрольной проверке, которые могут быть предложены преподавателем отдельно любому обучающемуся;3. Равные возможности в достижении успеха. Это означает, что каждый приносит своей группе очки, которые зарабатывает путем улучшения собственных учебных результатов. Сравнение, здесь проводится не с результатами обучающихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми. Стараясь улучшить результаты предыдущего практического или теоретического задания, слабый обучающийся может принести группе равное количество баллов, ощущая себя при этом полноправными членами группы, что стимулирует желание поднимать выше персональную «планку».При формировании групп желательно, чтобы в ее состав входили сильный, средний и слабый обучающийся. Пусть они сами распределят свои роли. Например, бригадир (отвечает за выполнение задания), технолог (проверяет правильность выполнения задания), лидер оформитель (подготавливает всех членов группы к презентации выполненного задания), докладчик (необязательно сильный ученик) делает анализ выполненной работы. Остальные должны быть готовы в любой момент аргументированно подтвердить правильность выводов докладчика, дополнить его выступление. Обучающиеся других групп могут задавать докладчику любые вопросы в рамках обсуждаемой темы. Это очень важно, так как стимулирует группу на более серьезное отношение к совместной работе. Каждое дополнение членов докладывающей группы или других групп поощряется преподавателем, приносит дополнительные очки. Обучающиеся могут иллюстрировать свои отчёты-доклады рисунками, схемами, технологическими расчётами, иными способами.В зависимости от поставленной цели малые группы можно сформировать на разных типах уроков (комбинированный урок¸ урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков и т.д.)Таким образом, основной идеей данной технологии является общность цели, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха, а также общение обучающихся между собой и преподавателем. Планируя работу в малых группах, нужно соблюдать ряд условий, необходимых для ее эффективности.Первое в начале урока и перед работой обучающихся необходимо четко сообщать цель, не только познавательную, но и социальную. Например, можно обратиться к обучающимся с такими словами: «Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе». Второе на протяжении всего урока необходимо следить за активностью обучающихся, оказывать помощь любой группе, если потребуется. При этом оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая обучающихся во время выполнения коллективной работы вести обсуждение, не повышая голоса.Третье, организовывая работу группы, следует определить задания для каждой группы и, по возможности, для каждого ее члена, разделить задание на логические части, сформулировать его предельно лаконично и четко, наиболее понятным для обучающихся языком.Четвёртое выполненная работа должна поощряться. Необходимо пояснить обучающимся, что и как будет оцениваться в их работе, обращая особое внимание на оценку совместной деятельности, умение общаться друг с другом и другими группами.Пятое очень важно приучить обучающихся к тому, что после выполнения общего задания следует его обсудить сообща, задавая в ходе обсуждения докладчику и членам группы различные вопросы. Обучение в сотрудничестве – это лишь компонент урока, компонент в системе обучения, но этот компонент очень эффективен. Принимая во внимание дидактические задачи урока, можно моделировать разные варианты работы в сотрудничестве, обязательно сочетая ее с коллективным обсуждением, рефлексией, выработкой навыков общения, объективной самооценкой собственных учебных достижений.Это поможет развитию ключевых компетенций будущего специалиста, будет способствовать развитию его интеллектуальных и коммуникативных умений, поможет легче адаптироваться к условиям рыночной экономики.
