Публикации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школьный музей"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школьный музей"
Автор: Смирнова Мария Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школьный музей"
Автор: Смирнова Мария Алексеевна
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 8ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Школьный музей»Направленость: туристско-краеведческаяСрок реализации программы: 2 года обученияВозраст обучающихся: 12 – 15 летАвтор-составитель: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП № 8 СМИРНОВА М. А./Ф.И.О. учителя/КАТЕГОРИЯ: ВККГ. ВОРОНЕЖ2025 год.Пояснительная записка.Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» Концепция развития ДОД (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДОД » Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам ДОД» Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Л. П. Бокова. Программа предпрофильного курса музеологии ''Путешествие в мир музеев''. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: М.: ООО ''ТИД ''Русское слово – РС'', 2006. Авторская программа Э.А.Джабраиловой «Школьный музей». 2008 Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев. Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской области Центр развития творчества детей и юношества, 2005; Преподавание основ музейного дела в школе. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г./дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011; Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа «Школьный музей» имеет туристско-краеведческую направленность. Ориентирована на организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы.Актуальностью программы является:1. формирование и развитие творческих способностей учащихся;2.удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии;3.обеспечение гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания учащихся;4.выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;5.создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.Особенностью программы являются: четыре темы - фондовая работа в музее, экспозиционная работа в музее, экскурсионная работа в музее, поисково-собирательская работа в музее.- основу курса составляет практика;- при изучении курса возможно использовать информационные технологии – специальные диски, например, по истории музеев, информацию из сети Интернет о школьных музеяхАдресат программы: дети с 12 до 15 лет.Объем и сроки освоения: Общее количество часов за 2 года обучения – 288Режим занятий: первый год обучения-144 часа с недельной нагрузкой – 4,5 часа.Комплекс основных характеристик программы В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Музеи образовательных учреждений эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и воспитательным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии нравственно – ориентированных ценностей, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.Цели и задачи программыЦели:- создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.сформировать представление о музее как социально -культурном институте, средствами учебно-исследовательской, проектной деятельности подростков. Задачи:Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда. Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, города, края; Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка; Оформление и экспонирование материалов; Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей. Организация научно-исследовательской работы Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики. Воспитательные:- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.Образовательные: - познакомить учащихся с историей музейного дела;-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея); - сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;- развить первичные практические навыки музейной работы; - побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.Развивающие:- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;- научить исследовательской и проектной деятельности;- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и необходимость своей деятельности.Планируемые результаты:Личностные результаты: - воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные:- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения;- проведение экскурсий по экспозициям музея;- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея;- уметь планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.Предметные результатыОбучающийся научится:- ориентироваться в музейной терминологии;- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы исторического мышления;- первичные представления об историческом положении малой Родины;- основополагающие знания об истории родного края;- владеть этнографическим компонентом своего региона;- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.Содержание программы: «Школьный музей» (первый год обучения).1. Понятие музей. Функции музея. Профили музея.Первоначальное представление истории музеев. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев. Их особенности.Рекомендации для педагога. На этом занятии можно познакомить с некоторыми конкретными музеями. Информацию о них можно найти на страницах журналов ''Музей'' и ''Мир музея''.2. Известные музеи страны и мира.История и фонды известных музеев мира.Рекомендации для педагога. На этом занятии можно использовать многочисленные CD- диски. Рекомендуется и творческие сообщения детей.3. Экскурсия в местный музей.Рекомендации для педагога. Необходимо обязательно посетить близлежащий музей. Это можно сделать по мере возможности, а не только на этом занятии.4. Понятие о школьном музее.Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев.5. Профессии в музее. Личные качества сотрудника музея.Разнообразие профессии сотрудников музея. Их функции. Требования к сотрудникам музея.6. Понятие ''фонд''. Виды фондов. Их характеристика.Фонд. Основной и вспомогательный фонд. Их содержание и отличие.7. Учет фондов.Порядок приема предмета в музей. Акт поступлений. Учетная карточка. Книга поступлений. Правила ведения книги поступлений. Картотеки музея. 8. Хранение материалов.Требования к помещению музея. Условия хранения экспонатов.9. Шифрование предметов.Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы описания музейных предметов.10. Тематико-экспозиционный план.Экспозиция. Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.11. Виды текстов.Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.12. Этикетаж.Одиночный и ''пучковый'' этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа различных музейных предметов.13. Музейные выставки.Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию выставки.14. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии. Их особенности. Памятка экскурсовода.15. Методика проведения экскурсий.16. Массовые мероприятия в музее.Музейный праздник. Этапы проведения праздника. Праздник.17. Этапы поисково-собирательской деятельности. Принципы и методика. Планирование.Перспективное и текущее планирование. 18. Подготовка к поисково-собирательской работе.Полевой дневник. Полевая опись. Акт приема. Тетрадь для записей воспоминаний. Общие правила оформления и заполнения полевых документов. Систематизация и хранение памятников истории и культуры в полевых условиях.19. Выявление и сбор материалов.20. Выявление и сбор материалов.21. Основные направления краеведческой работы в музее.Рекомендации для учителя. Направления краеведческой работы исходят из профиля музея. Также разнообразить направления поисково-исследовательской деятельности можно, используя программу ''Отечество''Тематическое планирование. Первый год обучения. 144 часа.Содержание курса «Школьный музей» (второй год обучения)Организация поисково-исследовательской деятельности Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе. Первый этап – информационный или ознакомительный. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.Блок №1 «Музей и история родного края»Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми. Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История микрорайона Березовая роща», «История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Быт и нравы наших предков».Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д. У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.Блок №2 «Документоведение»Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общенияБлок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсийЧетвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:-выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;-создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;-развитие познавательной активности и интереса обучающихся;-развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;-развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»Практическая культурно-образовательная деятельность музеяОсуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы. Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии. Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических и географических игр, фестивалей и встреч. Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, ветеранами. Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), чаепития для ветеранов и гостей школы. Диагностика образовательного процесса.Курс предполагает контроль- начального уровня психологической готовности в виде теста на знание истории села, района, знание музейной терминологии;- промежуточный контроль осуществляется путем коррекции заданий уроков.- итоговый контроль – наличие реферата, исследовательской работы.Раздел IV. Список литературы и электронных ресурсов.''Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях''/Справка коллегии Минобразования РФ №24/1 от 28. 12. 94г. В. Н. Лебедев ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54-58. Н. С. Борисов ''Методика историко-краеведческой работы в школе''. / М. ''Просвещение''. 1982 год. Электронные ресурсы1.2.Государственный исторический музей // 3.Государственная Третьяковская галерея // 4.Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // 5.Музей-монастырь // 6.Музей-храм // 7.Музей-заповедник Кижи //8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // 9.Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //10.Пушкинский музей //11.Русский музей. 12.Этнографический музей //13.Эрмитаж //
