Публикации РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПИНКУ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПИНКУ.
Автор: Шихова Ольга Федоровна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПИНКУ.Одним из важнейших условий формирования экологических представлений у детей - это непосредственное наблюдение за объектами и явлениями в живой природе.  Дети в этом возрасте эмоциональны, отзывчивы и воспринимают природу как живой организм.Вот именно поэтому я решила реализовать знакомство с окружающим миром у детей младшего возраста, через экологическую тропинку. Что такое экологическая тропинка? Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Составляется картосхема объектов и выбирается хозяин тропинки. Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. В феврале 2024 года мной была организованна зимняя экологическая тропинка для детей раннего возраста «По следам диких зверей и птиц», хозяином тропинки был выбран «Мудрый ворон». Наше путешествие началось с остановки кормушка, мы покормили птичек, поговорили, для чего нужна кормушка, поиграли в игру малой подвижности « Прыг да скок». Затем мы отправились к норке ежика, где вмести с детьми мы его рассмотрели, проговорили, что зимой он спит. Третья наша остановка заяц зимой. Вместе с детьми мы рассмотрели снег, зайца, сравнили их и сделали вывод, почему заяц зимой белый. Поиграли в игру « Зайка беленький» и отправились к берлоге, где зимой спит медведь, будить мы его не стали, а в сторонке поиграли в игру мишка косолапый и вернулись в детский сад. В конце марта с детьми младшего возраста мной была организована весенняя тропинка: «Весна пришла». Хозяйкой тропинки детьми была выбрана «Весенняя капелька». Первый объект нашего путешествия «Весенний ручеек». Вместе с детьми мы рассмотрели весеннею картину, дети описали, что на ней изображено ,и составили небольшой рассказ с помощью хозяйки тропинки. На второй остановке «тропа диких зверей» дети отгадывали загадки от «Капельки» про диких зверей, отвечали на вопросы. Поиграли в дидактическую игру экологического содержания «Найди маму» и отправились искать первые весенние цветы, подснежники. Отвечали на вопрос, почему их так называют. Вспомнили сказку, где упоминаются эти цветы. А «Капелька» открыла им тайну, что эти цветы занесены в красную книгу, собирать их нельзя. И предложила собрать свои цветы (игра с прищепками собери цветок). Дети подарили цветы хозяйке тропинки и вернулись в детский сад.В июне 2024 года мной была проведена, с детьми раннего возраста, летняя экологическая тропинка, которая называлась «Лето дивная пора». «Белочка красавица» была выбрана хозяйкой тропинки. Наше путешествие началось с альпийской горки, где вместе с детьми мы рассматривали растения, сравнивали их между собой. Второй остановкой нашего путешествия был пруд. Дети отвечали на вопросы, кто живет в пруду на поверхности, в воде. Мы поплавали как рыбки, попрыгали как лягушки. Третья наша остановка поляна грибов, где растут съедобные и несъедобные грибы, далее мы рассмотрели насекомых, которые живут в природе и закончилось наше путешествие остановкой огород, где вместе с детьми мы ухаживали за растениями на грядках.Важно соблюдать следующие принципы: не перегружать детей фактическим материалом; не проводить занятия в лекционной форме, когда педагог указывает на объект и рассказывает о нем, а дети молча слушают монолог воспитателя. В этих двух случаях экологические знания усвоены детьми не будут. Создание  экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые  дети  получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на  занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических исследований, экологических праздников, игр, инсценировок с участием «хозяина тропинки», эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
-