Публикации
Создание интерактивных учебных материалов в системе Educaplay
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание интерактивных учебных материалов в системе Educaplay
Автор: Бирюкова Екатерина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание интерактивных учебных материалов в системе Educaplay
Автор: Бирюкова Екатерина Васильевна
Создание интерактивных учебных материалов в системе EducaplayВ современном образовательном процессе невозможно представить себе организацию учебной деятельности без использования информационно-коммуникационных технологий. Становится очевидным тот факт, что одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных цифровых инструментов и разработке собственных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Успешно учиться и учить помогают именно такие ресурсы. Электронный образовательный ресурс - это образовательный контент, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание, данные, информацию и программное обеспечение, необходимые для его использования в учебном процессе.Электронные образовательные ресурсы могут быть представлены в различных форматах: мультимедийные продукты, программные продукты, изобразительные и аудиопродукты, текстовые материалы, электронные аналоги печатных изданий. В наши дни использование электронных ресурсов в образовательных учреждениях стало привычной практикой. Переход школ на дистанционную форму обучения показал, что от педагогов требуется абсолютно новый подход к организации обучения. Это значит, что перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми условиями, развития универсальных учебных действий, обеспечивающих освоение всех предметов, и формирования компетенций, позволяющих ученикам действовать в цифровой среде на качественно высоком уровне.Чтобы заинтересовать школьников учебным материалом, необходимо разрабатывать такие уроки и задания, которые были бы интересны, понятны и эффективны для всех. Учитель должен увлечь ребенка, мотивировать его так, чтобы он работал продуктивно, не тратя время и силы попусту. Во время дистанционного обучения педагогам было предложено множество онлайн-сервисов для организации учебного процесса. Одним из таких мощных и многофункциональных сервисов является образовательная платформа Educaplay.Рассказывая об опыте использования интерактивного ресурса Educaplay, хотелось бы подчеркнуть разнообразные достоинства выбранной платформы. Ресурс Educaplay.com представляет собой конструктор для создания профессиональных интерактивных учебных игр и упражнений. Использование сервиса является бесплатным (с возможностью премиум-подписки для расширенного функционала) и требует простой регистрации. Доступ к выполнению готовых упражнений открыт для всех по прямой ссылке, что упрощает их распространение среди учеников.После регистрации педагог получает возможность создать свой виртуальный кабинет. В нём можно организовать «Группы» (классы), добавив учащихся вручную или импортировав список. Это позволяет систематизировать работу и назначать задания целевой аудитории. Авторизованные учащиеся входят в систему и выполняют упражнения, предложенные учителем. С помощью встроенного инструмента «Статистика» и «Результаты» педагог в режиме реального времени может отследить прогресс: кто из учащихся начал и завершил задание, кто столкнулся с трудностями, сколько попыток было использовано и какие конкретные ошибки были допущены. Система отображает детальную аналитику по каждому вопросу, что позволяет мгновенно диагностировать проблемные темы и оказать адресную помощь.Данный сервис позволяет не только быстро, но и качественно создавать электронные интерактивные упражнения как для урочной, так и для внеурочной деятельности. Платформа предлагает широкий спектр профессиональных шаблонов, выходящих за рамки стандартных викторин. Это могут быть: интерактивная карта, видеовикторина (с встроенными вопросами в таймлайн видео), аудиодиктант, диалог (на восстановление последовательности реплик), кроссворд, пазл, сопоставление и многие другие. Выбор конкретного инструмента обусловлен учебным материалом и педагогической целью создания приложения.Особой мощной функцией является возможность объединять несколько разных упражнений в тематические «Коллекции» или сложные сценарии «Игр-загадок», создавая целостный цифровой урок или учебный квест, что значительно повышает вовлеченность учащихся.Абсолютно любой педагог, имеющий минимальные навыки работы с компьютером, может создать своё интерактивное упражнение высокого визуального качества, которое может послужить для объяснения нового материала, для закрепления, тренировки и контроля знаний. Созданные на данной платформе упражнения и коллекции можно публиковать на своих сайтах или в блогах, встраивать в системы дистанционного обучения (LMS, такие как ЯКласс или МЭШ) и делиться ссылками с коллегами и обучающимися. Разработанные педагогами приложения сохраняются в общей базе, позволяя другим ими пользоваться и адаптировать. Соответственно, можно найти и использовать готовые качественные упражнения, выполнив поиск по нужной теме, например, «English grammar» или «House vocabulary».Таким образом, Educaplay предлагает более глубокие, творческие и профессиональные возможности для создания современного и эффективного образовательного контента по английскому языку.Выполняя задания, созданные в Educaplay, обучающиеся имеют возможность мгновенно проверить свои знания по учебной теме, получить автоматизированную оценку своих возможностей и предпринять корректирующие действия для устранения пробелов. Возможность повторных попыток и детальный разбор ошибок после завершения упражнения позволяют ученику добиться корректного результата, тем самым повышая уровень его уверенности в собственных силах и формируя положительную учебную самооценку.При организации групповой работы, например, при совместном прохождении «Коллекции» заданий или «Игры-загадки», обучающиеся получают возможности для взаимопроверки, проявления взаимопомощи и здоровый дух соперничества. Наглядный рейтинг и статистика группы позволяют им оценить свои успехи по сравнению с одноклассниками. Получив такую многоаспектную обратную связь (от системы и от сверстников), учащиеся могут более осознанно ставить перед собой цели для дальнейшего роста и повышения мотивации к изучению предмета.Учитель, в свою очередь, получает мощный инструмент для объективной обратной связи через аналитический модуль Educaplay. Детальная статистика по каждому ученику и вопросу, доступная в личном кабинете, показывает не только итоговый балл, но и типичные ошибки класса, время, затраченное на выполнение, и прогресс по отдельным темам. Это позволяет педагогу оперативно корректировать учебный процесс.Самостоятельное создание упражнений учениками (как проектное задание) с целью закрепления пройденного материала позволяет мотивировать их на глубокое осмысление темы и качественное выполнение работы, что в итоге ведёт к улучшению образовательных результатов. Процесс создания собственного интерактивного контента (например, кроссворда для одноклассников) требует от ученика систематизации материала и демонстрирует учителю реальный уровень его усвоения. При этом неукоснительно соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы, так как ученик может выполнять задания в любое удобное время и с любого устройства.Рассмотренные положительные стороны мотивируют к активной работе с данным сервисом как в режиме реального времени на уроке, так и в асинхронном формате. Однако педагогу при планировании необходимо учитывать, что полноценная работа с Educaplay возможна при стабильном интернет-соединении и наличии базового компьютерного оборудования у учащихся.Нельзя не отметить и определенные ограничения платформы, как, впрочем, и любой другой системы дистанционного взаимодействия. Вопрос итогового контроля знаний сохраняет свою специфику: педагог должен быть уверен в объективности результатов при удаленной работе. Эта проблема может быть частично решена с помощью комплексного подхода, сочетающего задания в Educaplay (как тренировочные и формативные) с другими методами контроля, включая видеоконференции и проектные работы, позволяющие визуализировать процесс мышления ученика.Сервис Educaplay и его профессиональные интерактивные задания особенно привлекательны, так как позволяют получить наглядные результаты и аналитику сразу по завершении работы. Подобные ресурсы способствуют повышению уровня цифровой и коммуникативной грамотности как учителя, так и учащихся и направлены на решение важнейшей задачи современного образования - подготовить выпускника к эффективной деятельности в условиях глобальной информатизации. Развивая ИКТ-компетентность, комплексные мультимедийные обучающие ресурсы создают условия для увлекательного и персонализированного обучения. Такая форма учебной деятельности вызывает живой интерес у цифрового поколения и способствует решению ключевых образовательных задач. Однако необходимо всегда помнить, что компьютер и цифровой сервис являются эффективными инструментами в руках педагога, но не могут заменить собой учителя, его личность, профессиональное суждение и педагогическое взаимодействие в образовательном процессе.ЛИТЕРАТУРА1. Educaplay: 2.Можаров, М.С. Мультимедийное проектирование в профессиональном самоопределении будущего учителя / М.С. Можаров, А.Э. Можарова // Педагогическое образование и наука: журнал. - 2017. - №1. - С. 105-110.
