Публикации
Использование инновационных технологий по развитию лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование инновационных технологий по развитию лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ
Автор: Медведева Елена Николаевна Доронина Светлана Иосифовна Кошелькова Ирина Викторовна Гармашова Галина Арнольдовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование инновационных технологий по развитию лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ
Автор: Медведева Елена Николаевна Доронина Светлана Иосифовна Кошелькова Ирина Викторовна Гармашова Галина Арнольдовна
«Использование инновационных технологий по развитию лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ»Медведева Елена Николаевнаучитель – логопед группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д/с № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородДоронина Светлана Иосифовнавоспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д/с № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородКошелькова Ирина Викторовнавоспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д/с № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородГармашова Галина Арнольдовнамузыкальный руководительМБДОУ д/с № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородВ дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Современные образовательные технологии активно входят в нашу жизнь и становятся средством обучения детей. Совершенствование процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями при помощи новых логопедических технологий, является важным и своевременным.Новая технология – открывает новые возможности; - Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.- Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматического строя, использование новых методов не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. - Способствует обогащению и активизации словаря, уточняет содержание понятий. - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления.Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.А.Г. Арушанова отмечает:На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений.На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение.Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.О.И. Соловьева, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко выделяют типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников:1. Неправильные окончания имен существительных:а) в форме родительного падежа, множественного числаб) форма родительного падежа, единственного числа;в) форма винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных;г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода2. Склонение несклоняемых имен существительных3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных4. Изменение рода существительных5. Образование глагольных форм:а) повелительное наклонениеб) изменение основы глаголав) спряжение глаголов6. Неправильная форма причастия7. Образование сравнительной степени прилагательного8. Окончания местоимений в косвенных падежах9. Склонение числительных.Работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:1)накопление словаря;2)формирование фразы;3)включение фразы в связную речь.Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в общениях на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общенияВедущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать:образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Использую в работе для формирования грамматического строя речи:Картотеки дидактических игр и упражнений, методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи. Практические задания по формированию грамматического строя речи по лексическим темам. «Играйка», автор: Н. В. Нищева. Альбомы «Дидактический материал на развитие лексико-грамматических категорий у детей 5 - 7 лет», автор: Н.С. Русланова. Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят:словесным дидактическим играм; словесным упражнениям; играм-ситуациям; рассматриванию картин; пересказ коротких рассказов и сказок; использование ИКТ. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет:- создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.- стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.- сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей. В технологию развития лексико- грамматический компонентов речи входят:1.традиционный подход (Р.И.Лалаева,Т.Б.Филичева);2.синквейн;3.«литерик»;4. метод ассоциативных связей или «образ слов»; 5.инсценирование;6.типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение);7.арт-терапия (сказкотерапия, музыкотерапия,танцевальная терапия, логосказки);8.«мозговой штурм (интеллектуальные карты)»;Как показывает практика традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений, такие как: описание предметов и объектов по плану, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа, по опорным словам, оказываются недоступными большинству обучающихся с речевыми нарушениями. Поэтому, необходимо найти вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Применение новых логопедических технологий на лексико-грамматических занятиях позволяет не только работать над проблемой коррекции лексики, грамматического строя и связной речи, но и предотвращать вторичное отставание в развитии познавательной сферы, а также формировать интерес к получению знаний у дошкольников.Благодаря применению современных логопедических методов коррекции речевых нарушений можно говорить о более эффективном обучении детей, что является залогом для успешного развития речи у ребенка в будущем. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.Синквейн в переводе с французского - «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Работа над созданием нерифмованного стихотворения (синквейна) является одним из эффективных методов развития речи ребенка. ИННОВАЦИОННОСТЬ данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн - развивает речь, память, внимание, мышление; используется для закрепления изученной темы; является игровым приемом. Синквейн необходимо составлять только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеет обобщениями, понятиями: слово - предмет, слово – действие, слово - признак; согласовывать слова в предложении.Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.СИНКВЕЙН - развивает творческие способности ребёнка;обогащает словарный запас (владение понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово признак); развивает умения выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы; повышает уровень развития грамматического строя речи.В коррекционно-развивающей работе так же используется метод лимерик.Лимерик -это то же короткое стихотворение состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Лимерик состоит из пяти строчек, а рифмуются они следующим образом:Первая и вторая строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется. По содержанию лимерик строится по следующей модели:1 строчка - Объект (Кто? Что?)2 строчка - Сравнение или указание на свойство объекта (какой?)3 строчка - Действие или взаимодействие с другими объектами (где?)4 строчка - (с кем общался?)5 строчка – Вывод (утверждение или мораль)Примеры лимериковЖило-было летоШумное, как ракета.По земле летало,С бабочками играло.Вот какое смешное лето.Существуют ещё два варианта составления лимериков.1) Переделывается ранее сочиненный лимерик, используя новое начало«Если бы…, но не…»Если бы было лето,Но не шумное, как ракета,По земле бы оно не летало,С бабочками бы не играло.Вот какое скучное лето.2) Новые слова зачина будут следующие: «Что было бы…, если бы…»Что было бы, если бы лето.Было не шумное, как ракета,То по земле бы оно не летало.И с бабочками не играло.Лучше пусть будет весёлое лето.Использование метода лимерика в коррекционно-развивающей работе помогает решить следующие задачи:формирования чувствительности к слову; формирования фонематического слуха; автоматизации и дифференциации звуков; работе над слоговой структурой слога; упражнений в согласовании слов в рифмовках; формирования интереса к самостоятельному словотворчеству. Применение метода ассоциативных связей в процессе развития лексико-грамматического строя у детей стали рассматривать в соответствии с последними достижениями лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии.Осознание богатства русской речи начинается с воспитания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, заложенных в каждом из них. Современные методики развития детей с речевыми нарушениями предлагают большой арсенал методов и приемов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость.Схематично, модель образа слова можно представить так. Слово может иметь звуковое, слоговое и морфемное значения.Слово может обозначать вещь, качество, действие.Слово является не только лингвистической единицей, но и единицей мышления.В слово вкладывается личностный смысл, т.е. индивидуальное отношение к действительности.1. Слово разбивается на звуки (слоги)2. На каждый звук или слог подбираются слова, ассоциативно связанные с представлением о первоначальном слове СЛОВО-ЗВУКИ-СЛОВА-ОБРАЗ СЛОВА ДОМ→ дорогой — образ — мамы; САД → созревают — аппетитные — дары; САМОЛЕТ→ сам — может — летать; МЫШКА → маленький — шуршащий —комочекТаким образом, применяя метод ассоциативных связей, мы можем формировать интерес к слову; 1.Ребенок вслушивается в слово, выделяет звуки или слоги, т.е. развивается фонематический слух, фонематический анализ и синтез.2. При создании образа слова методом ассоциативных связей развивается речь ребенка. 3. Метод ассоциативных связей предполагает образование ассоциаций, что связывает данный процесс с глубинными структурами памяти, мышления.Метод ассоциативных связей может стать одним из важных аспектов эффективного речевого развития, способствующего формированию у детей особого ценностного, глубокого и системного отношения к слову. На лексико-граматических занятиях хорошо себя зарекомендовал метод инсценирование.Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико- грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Сценки лучше разыгрывать простые, понятные. Инсценирование оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческий способностей.Приема фантазирования. Этот метод используется при обучении детей творческому рассказыванию. На пример на цветных занятиях мы закрепляем основные и оттеночные цвета, развиваем воображение и активизируем навык воображения.Следующий метод «Арт-терапия» - является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.В арт-терапию входят (сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, логосказки)Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.Коррекционные задачи сказкотерапии:• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;• совершенствование лексико-грамматических средств языка;• совершенствование звуковой стороны речи;• развитие диалогической и монологической речи;• эффективность игровой мотивации детской речи;• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; Сказка может быть, как целое занятие, так и частью занятия или дидактической игрой. В постановке сказок используются разные виды театров: пальчиковые, настольные, куклы – БИБАБО и т.д.). В зависимости от поставленных целей используются следующие виды логосказок:- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);- сказки, способствующие формированию связной речи;- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).Речь тесно связана с психофизическими процессами, которые можно развивать посредствам следующих заданий:- психогимнастика (покажи, как рассердился медведь, как испугался зайчик, как обрадовалась принцесса и т. д.)- релаксация (села кошка на подоконник и греется на солнышке);- дыхательные и голосовые упражнения;- упражнения на координацию речи с движением.При помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей формированию положительного эмоционального состоянии и снижению вероятного переутомления на занятиях.Одним из таких эффективных методов творческого развития ребенка является использование интеллектуальных карт. Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Суть метода интеллект-карт, заключается в том, что вся информация по определенной тематике представляется в виде разноцветных рисунков и символов. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа (картинки), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала.Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.Существует несколько правил составления интеллектуальных карт:При построении интеллектуальной карты лист бумаги располагается горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, проводятся от центра, из “главной идеи” линии (ветви, ответвления) произвольной формы, каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый ключевой момент основной темы. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей. То есть каждая ветвь подписывается. И для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова. Для наиболее полного понимания темы, карту можно детализировать. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему “дереву” карты (в этом заключается движение от общего к частному (к деталям): в центре находится общее – тема, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). В карту добавляются различные символы и иллюстрации. Ключевые слова писать надо разборчиво, заглавными, печатными буквами. Важные идеи или важные ключевые слова должны записываться более крупным шрифтом. Указанные слова можно подчеркивать и использовать жирное начертание букв. Интеллектуальная карта должна быть обильно снабжена различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями. Последовательность работы по составлению интеллект-карты по закреплению и обобщению материала по изученной теме следующая:обозначается тема занятия (например, домашние животные, растения и т. п.); дети называют слова-предметы, существительные, и изображают то, что относится к теме. При этом необходимо отметить, что очень часто у детей возникает проблема подбора графического образа к теме и его изображения, что является – важной задачей, поскольку адекватный рисунок или картинка побуждают ребенка к адекватному ассоциированию и, как правило, к лучшему пониманию темы. Но не все дети могут хорошо рисовать, поэтому очень часто я предлагаю детям воспользоваться готовыми картинками для своих интеллект-карт. Такой подход, с одной стороны, существенно экономит время на построение карты (картинки просто приклеиваются), с другой стороны ‒ исключается фактор нежелания рисовать из-за неумения; к каждому существительному подбираются слова-признаки, прилагательные, и слова-действия, глаголы; дети по составленной интеллект-карте составляют предложения.Введение интеллект-карт в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:- целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;- закреплять обобщающие понятия;- упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;- упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);- упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;- формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;- анализировать семантику и способы образования сложных слов;-способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности. Методика действительно оказывается очень эффективной для детей, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря и грамматического строя и планирующей функции речи.Таким образом, в результате использования новых технологий по развитию лексико-грамматического строя у детей с ОВЗ:-обеспечивает интерес детей к слову, речи, активизирует самостоятельную творческую деятельность, общение и саморазвитие.- позволяет добиваться повышения качества коррекционной работы.- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; -дети учатся видеть, слышать, рассуждать; -формируется правильное звукопроизношение, словарь, лексика, В результате применения новых методов в процессе обучения ребенок развивается. Литература: Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., Баннов А. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, Бьюзен Тони и Барри.Супермышление.-Минск, Волкова Г.А.Методика обследования нарушений речи у детей.(1ч.) – СПб., Воспитание и обучение детей с расстройством речи (Под ред. С.С.Ляпидевского, В.И.Селиверстова. – М., Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя речи. – М., Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, Глухов В.П.Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.:АРКТИ, Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. – М., Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. – М., 1985.– СПб., Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).-СПб., Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М., Максаков А.И.
