Публикации Методическая разработка "Тренажер "Читаю сам".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Тренажер "Читаю сам".
Автор: Слесарчук Ксения Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка детский сад №11 Лесозаводского муниципального округа»Методическая разработка «Тренажер «Читаю сам»692031 Разработчик: Приморский край Слесарчук Ксения Сергеевна, г. Лесозаводск воспитательул. Калининская, д. 29 «Б»Тел. 8(42355)23-7-92E-mail. Г. Лесозаводск2025 г.АннотацияОбучение детей дошкольного возраста чтению и письму – сложный образовательный процесс. 5-6-летнему или даже 7-летнему ребенку очень трудно усвоить абстрактные понятия, которые не встречаются в его мире практики. Информационные поиски показывают, что наиболее эффективными способами обучения детей чтению и письму являются игровые упражнения и дидактические игры, которые могут использоваться как на занятиях, так и не в регулируемой деятельности. Дидактические игры и игровые упражнения являются эффективным методом, способным повлиять на развитие навыков грамотности и умений, продвигаемых старшими дошкольниками. Такой подход помогает сделать сложные материалы интересными и увлекательными, а также пробудить интерес к изучению нового.Поэтому использование игровых упражнений и дидактических игр-это возможность для самовыражения, самопроверки, самоопределения, а также поддержания интереса детей к этой части обучения.ВведениеИгра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата мною было разработано многофункциональное дидактическое пособие «Тренажер «Читаю сам».Дидактическое пособие «Тренажер «Читаю сам» предназначено для развития всех компонентов устной речи.Пособие способствует развитию познавательной активности, мотивации к овладению чтением. Расширяет коррекционно-образовательное пространство, включает в себя элементы обучения в самостоятельные виды деятельности детей.Пособие состоит из трех полей:Первое поле: набор букв на деревянной основеВторое поле: набор букв на бумажной основеТретье поле: круговоеИзготавливается пособие из прочных материалов, бумажные основы ламинируются.Для пособия вырезаются картинки, состоящие из одного-двух слогов. Для прочности каждая картинка ламинируется. Используются лупа, деревянные палочки, цветные полупрозрачные стекла, картинки. В это дидактическое пособие можно включить, практически, все темы по обучению грамоте.Цель: Развитие первоначальных навыков чтения по следам звукового анализа.ЗадачиРазвивающие:Совершенствовать интеллектуальные способности детей, развивать логическое мышление, память, внимание, речь;Развивать сенсорные навыки;Закреплять умения действовать по образцу, удерживать алгоритм работы, осуществлять контроль, исправлять ошибки.Образовательные:Закреплять умения определять количество и последовательность звуков в словах, соотносить звук и букву;Развивать навыки чтения по следам звукового анализа, написания слов печатными буквами.Воспитательные:Воспитывать взаимовыручку. Доброжелательное отношение к партнеру по игре.Данные игры были апробированы в работе с детьми логопедической группы МДОБУ «Центр развития ребенка детский сад №11 ЛГО»Методическое пособие «Тренажер «Читаю сам» может быть использовано в работе воспитателей ДОУ, а также родителями.Предполагаемое распределение ролей в использовании данного пособия:Дети: Принимают непосредственное участие в информационно-познавательной деятельности: играют, рассматривают, участвуют в беседе, задают вопросы, принимают правила игры, внимательно слушают задания.Педагоги: Читают детям задание: при необходимости оказывают помощь детям при выполнении заданий, учитывая индивидуальные особенности детей.Родители: Читают детям задание: при необходимости оказывают помощь детям при выполнении заданий, учитывая индивидуальные особенности детей.Ожидаемый результат: Используя данное пособие по обучению грамоте, ребенок приступает к анализу совей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков, звуки обозначаются буквами.
  • Игра «Волшебная лупа». Педагог при помощи лупы показывает букву в левой части тренажера, ребенок ищет эту букву в правой части.
  • Цель: Развивать зрительное восприятие.
  • Игра «Волшебные звуки». Педагог называет в левой части звук, ребенок в правой части ищет этот звук и закрывает нужной фишкой (красной, зеленой или синей).
  • Цель: Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
  • Игра «Найди пару» Педагог в правой части называет твердый согласный и закрывает его синей фишкой, ребенок должен найти в правой части мягкий согласный, назвать его и закрыть нужной фишкой.
  • Цель: Развивать слуховое восприятие, зрительную память, фонематический слух.
  • Игра «Давай постучим». Перед ребенком лежат три картинки слов с одним слогом, педагог на деревянном поле простукивает одно из слов по буквам, ребенок должен прочитать, выбрать подходящую картинку и на своей правой части простучать то же слово.
  • Цель: Развивать внимания, мышления, зрительного восприятия, поддерживать интерес к чтению.
  • Игра на круглом поле «Разноцветные фишки». Педагог говорит инструкцию «Я тебе сейчас буду называть группу звуков, ты должен найти подходящую фишку, поставить ее в кружочек и привести пример этого звука». Например,: гласный, согласный мягкий. Ребенок берет красную и зеленую фишку, ставит их в кружочки и называет: И, СЬ и т д.
  • Цель: Развитие мышления и слухового восприятия.
  • Игра «Давай постучим» Педагог при помощи деревянной палочки стучит и называет твердый согласный звук, ребенок в правой части находит этот звук, стучит палочкой и называет мягкий звук.
  • Цель: Развитие зрительного и слухового внимания.Список литературы
  • Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2-е изд., стереотип. – М. :Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  • Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. – М., 2006.
  • Микляева, Н.В. Методические условия обучения детей грамоте : метод. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М. : Айриспресс, 2007. – 112 с.
  • Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  • -