Публикации
Педагоги и родители - партнёры.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагоги и родители - партнёры.
Автор: Садова Виктория Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагоги и родители - партнёры.
Автор: Садова Виктория Олеговна
Педагоги и родители - Партнёры.Семья и дошкольное образовательное учреждение - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт. И только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир! Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей, интересы детей. Создать для ребёнка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи.В сфере реализации национального проекта «Образование» активно внедряется федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»:разработка методических материалов по вопросам прав детей, семейного права экономики семьи, этики, психологии семейных и детско-родительских отношений; создание родительских клубов, как центров формирования родительских компетенций, взаимодействия и поддержки, в том числе по вопросам раннего развития детей в возрасте до 3-х лет; создание консультативных центров методической, психолого-педагогической, медико-социальной, диагностической и консультативной помощи (включая службу ранней коррекционной помощи) образовательным организациям и родителям. Семья и дошкольное образовательное учреждение - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир! Основная цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Доказано, что человек усваивает информацию так: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Среди различных принципов дошкольного образования доброжелательность, открытость, динамичность, индивидуальный подход, в соответствии с ФГОС ДО содержится принцип сотрудничества ОУ с семьёй. Для того чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятия «педагогическое партнерство». «Педагогическое партнерство» понимается исследователями как форма паритетных отношений между участниками воспитательно - образовательного процесса на базе толерантности и равноправия, в результате которого совместными усилиями решаются задачи, личностно значимые для всех участников образовательного процесса и профессионально важные для педагога». Главные составляющие эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей это: общение; разнообразие форм и методов работы; обязательное изучение потребностей родителей по взаимодействию с ДОУ. Структура общения включает перцептивную, коммуникативную, интерактивную стороны общения. Перцепция - это процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (ЭМПАТИЯ, АТТРАКЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ); познание самого себя в процессе общения (РЕФЛЕКСИЯ); прогнозирование поведения партнера по общению (КАЗУАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ). Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека: Эмпатия (от греч. Empatheia - сопереживание, понимание чувств, эмоций и переживаний собеседника) Аттракция (от лат. Attrahere – привлекать, притягивать, форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношении к нему устойчивого позитивного чувства.) Каузальная атрибуция (от лат. Causa atribuo – причина и придаю, наделяю)– это объяснение причин и методов поведения других людей) Идентификация (от лат. Idintificare - отождествлять) – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место) Рефлексия (от лат. Reflexi – обращение назад – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению). Использование знаний перцептивной состовляющей общения - залог успешного взаимодействия педагога с родителями. Коммуникативная культура педагога включает: переключаемость внимания, понимание психологического состояния воспитанника, умение создавать необходимое настроение, умение управлять эмоциями, преодоление волнения, нерешительности, умение сдерживать себя. Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога дошкольного образования: Отрицательные: Ошибки в построении высказываний, неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность выводов Отсутствие внимания и интереса собеседника – интерес возникает тогда, когда человек осознаёт значимость информации для себя Положительные: Использование опыта социальной психологии и знания языка тела Разнообразие средств и приёмов выразительности в поведении участников процесса общения (вербальные, невербальные средства выражения речи) Рекомендации педагогам для повышения уровня коммуникативной культуры Отношения с людьми строятся на взаимопонимании и доверии Приходя на работу, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом ДОО Развивайте коммуникативную память; читайте классику, романы и т. д. Развивайте ваш внутренний духовный мир (посещайте музеи, выставки, театры). Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей. Интерактивная состовляющая партнерства ДОУ и семьи. Цель интерактивного взаимодействия: обмен опытом, выработка общего мнения, групповое сплочение. Интерактивные формы сотрудничества ДОУ и семьи: Родительские клубы, тренинг (как правило проводится с психологом), конференции (задействованы мед.служба, психологи, работники образования); «Круглый стол», «Вечера вопросов и ответов», дискуссия (круглый стол, дебаты), семинар-практикум, совместный досуг и тематические акции; Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные, деловые игры («Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Я - мама, мама - это Я»); «Дни добрых дел» («День общения», «Дни театра», «День мам, бабушек»); Родительская газета; Ящик для предложений («Почта для родителей»; Трансляция видеофильмов, создание тематических фотовыставок; Анкетирование (информационно-аналитическая форма организации общения с родителями); Брошюры, еженедельные записки, личные блокноты (телефон Доверия, почта Доверия, копилка Добрых дел); Родительский университет («Кафедра граммотного материнства», «Кафедра семейных традиций», «Быть мамой - моя новая профессия»); «Дни открытых дверей»; Родительские собрания без скуки (мини лекции не больше 10 мин, памятки для родителей, чек-лист). Качественное внедрение всех составляющих общения указывает на профессионализм педагога, является основой продуктивных взаимоотношений, а также показателем его профессиональной компетентности и самосовершенствования.
