Публикации Педагоги и родители - партнёры.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагоги и родители - партнёры.
Автор: Садова Виктория Олеговна

Педагоги и родители - Партнёры.Семья и дошкольное образовательное учреждение - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт. И только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир! Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей, интересы детей. Создать для ребёнка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи.В сфере реализации национального проекта «Образование» активно внедряется федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»:
  • разработка методических материалов по вопросам прав детей, семейного права экономики семьи, этики, психологии семейных и детско-родительских отношений;
  • создание родительских клубов, как центров формирования родительских компетенций, взаимодействия и поддержки, в том числе по вопросам раннего развития детей в возрасте до 3-х лет;
  • создание консультативных центров методической, психолого-педагогической, медико-социальной, диагностической и консультативной помощи (включая службу ранней коррекционной помощи) образовательным организациям и родителям.
  • Семья и дошкольное образовательное учреждение - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом
  • они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир!
  • Основная цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
  • Доказано, что человек усваивает информацию так: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает.
  • Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
  • Среди различных принципов дошкольного образования доброжелательность, открытость, динамичность, индивидуальный подход, в соответствии с ФГОС ДО содержится принцип сотрудничества ОУ с семьёй.
  • Для того чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятия «педагогическое партнерство».
  • «Педагогическое партнерство» понимается исследователями как форма паритетных отношений между участниками воспитательно - образовательного процесса на базе толерантности и равноправия, в результате которого совместными усилиями решаются задачи, личностно значимые для всех участников образовательного процесса и профессионально важные для педагога».
  • Главные составляющие эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей это: общение; разнообразие форм и методов работы; обязательное изучение потребностей родителей по взаимодействию с ДОУ. Структура общения включает перцептивную, коммуникативную, интерактивную стороны общения.
  • Перцепция - это процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.
  • Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:
  • познание и понимание людьми друг друга (ЭМПАТИЯ, АТТРАКЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ);
  • познание самого себя в процессе общения (РЕФЛЕКСИЯ);
  • прогнозирование поведения партнера по общению (КАЗУАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ).
  • Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека:
  • Эмпатия (от греч. Empatheia - сопереживание, понимание чувств, эмоций и переживаний собеседника)
  • Аттракция (от лат. Attrahere – привлекать, притягивать, форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношении к нему устойчивого позитивного чувства.)
  • Каузальная атрибуция (от лат. Causa atribuo – причина и придаю, наделяю)– это объяснение причин и методов поведения других людей)
  • Идентификация (от лат. Idintificare - отождествлять) – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место)
  • Рефлексия (от лат. Reflexi – обращение назад – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению).
  • Использование знаний перцептивной состовляющей общения - залог успешного взаимодействия педагога с родителями.
  • Коммуникативная культура педагога включает: переключаемость внимания, понимание психологического состояния воспитанника, умение создавать необходимое настроение, умение управлять эмоциями, преодоление волнения, нерешительности, умение сдерживать себя.
  • Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога дошкольного образования:
  • Отрицательные:
  • Ошибки в построении высказываний, неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность выводов
  • Отсутствие внимания и интереса собеседника – интерес возникает тогда, когда человек осознаёт значимость информации для себя
  • Положительные:
  • Использование опыта социальной психологии и знания языка тела
  • Разнообразие средств и приёмов выразительности в поведении участников процесса общения (вербальные, невербальные средства выражения речи)
  • Рекомендации педагогам для повышения уровня коммуникативной культуры
  • Отношения с людьми строятся на взаимопонимании и доверии
  • Приходя на работу, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом ДОО
  • Развивайте коммуникативную память; читайте классику, романы и т. д.
  • Развивайте ваш внутренний духовный мир (посещайте музеи, выставки, театры). Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей.
  • Интерактивная состовляющая партнерства ДОУ и семьи. Цель интерактивного взаимодействия: обмен опытом, выработка общего мнения, групповое сплочение.
  • Интерактивные формы сотрудничества ДОУ и семьи:
  • Родительские клубы, тренинг (как правило проводится с психологом), конференции (задействованы мед.служба, психологи, работники образования);
  • «Круглый стол», «Вечера вопросов и ответов», дискуссия (круглый стол, дебаты), семинар-практикум, совместный досуг и тематические акции;
  • Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные, деловые игры («Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Я - мама, мама - это Я»);
  • «Дни добрых дел» («День общения», «Дни театра», «День мам, бабушек»);
  • Родительская газета;
  • Ящик для предложений («Почта для родителей»;
  • Трансляция видеофильмов, создание тематических фотовыставок;
  • Анкетирование (информационно-аналитическая форма организации общения с родителями);
  • Брошюры, еженедельные записки, личные блокноты (телефон Доверия, почта Доверия, копилка Добрых дел);
  • Родительский университет («Кафедра граммотного материнства», «Кафедра семейных традиций», «Быть мамой - моя новая профессия»);
  • «Дни открытых дверей»;
  • Родительские собрания без скуки (мини лекции не больше 10 мин, памятки для родителей, чек-лист).
  • Качественное внедрение всех составляющих общения указывает на профессионализм педагога, является основой продуктивных взаимоотношений, а также показателем его профессиональной компетентности и самосовершенствования.
  • -