Публикации Развитие эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Софиенко Светлана Ивановна

Софиенко С.И. МБДОУ «Детский сад №445 г. Челябинска»Челябинск, РоссияРазвитие эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья.В последние годы заметно возросло число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Для детей с ОВЗ проблема формирования эмоционального интеллекта (ЭИ) особенно актуальна: у них часто наблюдаются сниженная потребность в общении, несформированность коммуникативных навыков, повышенная тревожность, страхи, негативизм, обидчивость и ранимость. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Эмоциональный интеллект (EQ) – способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.Эмоциональный интеллект это способность:отслеживать собственные эмоции;распознавать эмоции и чувства других людей;различать эмоциональные состояния;использовать понимание эмоций для управления мышлением и поведением.Развитие ЭИ у детей с ОВЗ важный компонент их социализации, адаптации и интеграции в общество.Особенности развития ЭИ у детей с ОВЗ.У детей с ОВЗ наблюдаются следующие характерные особенности:1. Сниженный общий уровень ЭИ (зависит от структуры дефекта и степени недоразвития интеллектуальной сферы);2. Низкий уровень эмпатии и понимания чужих эмоций (бедный запас понятий, обозначающих эмоциональные состояния);3. Недостаточное управление эмоциями других (поверхностное, неточное опознание переживаний, неспособность различать тонкие эмоциональные нюансы);4.Трудности вербальной интерпретации эмоций (особенно сложно распознавать сложные состояния, часто происходит подмена одного состояния другим);5. Повышенная тревожность, зависимость от окружающих, ранимость, страхи.Специфика ЭИ при разных типах ОВЗ.Особенности развития эмоционального интеллекта зависят от структуры нарушения:расстройства аутистического спектра (РАС): трудности в распознавании эмоций других, склонность к стереотипным реакциям, гиперчувствительность к сенсорным стимулам;интеллектуальные нарушения (УО): ограниченный эмоциональный словарь, упрощённое понимание чувств, зависимость от внешних подсказок;нарушения слуха/зрения: компенсация через другие каналы восприятия (тактильные ощущения, интонации), необходимость специальных визуальных/жестовых средств;ДЦП: возможные проблемы с выражением эмоций изза моторных ограничений, риск социальной изоляции;ЗПР: незрелость эмоциональной сферы, импульсивность, трудности с отсрочкой удовлетворения потребностей.Ключевые направления работы.Создание атмосферы эмоциональной безопасности в семье и образовательном учреждении.Переживание совместных эмоциональных состояний.Развитие внимания к мимике и жестам взрослых.Формирование позитивного образа «Я».Оптимизация детскородительских отношений.Методы и приёмы развития ЭИСюжетноролевые игры позволяют ребёнку чувствовать себя свободным и расслабленным; развивают эмоциональную отзывчивость к сверстникам и событиям; дают возможность проявить истинное «Я».Чтение художественной литературы; через проживание сказочных ситуаций дети знакомятся с разными чувствами; анализ поведения персонажей помогает понимать мотивы и эмоции.Совместная творческая деятельность: музыка развивает творчество и фантазию; изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование) формирует эстетическое восприятие.Театрализованная деятельность позволяет выражать и передавать эмоции героев; способствует пониманию межличностных отношений.Сенсорные и игровые методы: безопасные способы исследования и выражения эмоций; развитие восприятия через тактильные ощущения.Визуальные средства (карточки с изображениями эмоций, жестов, мимики) помогают распознавать и обозначать эмоции; особенно важны для детей с речевыми нарушениями.Коммуникативные упражнения (игры «Эстафета добра», «Эмоциональные танцы» «Ласковые имена», «Выбрасываем злость», «Маски» и другие) формируют навыки позитивного взаимодействия; учат выражать эмоции социально приемлемыми способами.Моделирование и ролевые игры: обучение управлению эмоциями в смоделированных ситуациях; развитие сочувствия и терпения.Эмоциональная грамотность через рассказы и сказки: понимание и называние собственных чувств через анализ сюжетов; идентификация с героями и их переживаниями.Современные технологии в развитии ЭИ.Инновационные подходы:мультимедийные программы с интерактивными заданиями на распознавание эмоций (например, приложения с анимированными персонажами);робототехника (социальные роботы для отработки коммуникативных навыков);VRтехнологии (симуляции социальных ситуаций в безопасной среде);биообратная связь (датчики пульса, ЭЭГ для осознания физиологических реакций на эмоции);цифровые дневники эмоций (с пиктограммами для невербальных детей).Практические рекомендации для педагогов и родителей.Создавайте безопасную и поддерживающую атмосферу, где ребёнок чувствует себя уверенно.Используйте яркие и понятные визуальные материалы (картинки, пиктограммы, схемы).Постоянно поощряйте выражение эмоций и их осмысление.Обучайте навыкам саморегуляции через дыхательные упражнения и релаксацию.Взаимодействуйте с логопедами, психологами и дефектологами для комплексного подхода.Применяйте индивидуальные программы развития ЭИ с учётом особенностей ребёнка.Используйте альтернативные способы коммуникации (PECS, Макатон) для невербальных детей.Вводите социальные истории (комиксы, сценарии) для объяснения эмоциональных реакций.Ведите эмоциональный дневник для отслеживания прогрессаЗаключение.Имея опыт работы более 30 лет с детьми с ОВЗ, с уверенностью могу сказать, что развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ длительный, но крайне важный процесс. Систематическая работа с использованием специальных методов и индивидуального подхода позволяет:улучшить понимание собственных эмоций;научиться управлять эмоциональными реакциями;выстраивать гармоничные отношения с окружающими;повысить качество жизни и успешность социализации.Ключевыми факторами успеха являются: комплексный междисциплинарный подход, вовлечённость семьи, регулярность занятий, гибкость в выборе методов, учёт индивидуальных особенностей ребёнка.Литература.
  • Гоулман, Д. Г. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М. : ACT: АСТ МОСКВА; Владимир : ВКТ, 2009.- С. 478.
  • Методические рекомендации по развитию эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста с ОВЗ / Министерство образования РФ. — 2019-.С. 3, 10-12
  • Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. М. /: Изд-во «Институт психологии РАН», -2010.- С. 145.
  • -