Публикации
Case-Cube
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Case-Cube
Автор: Нестерова Наталья Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Case-Cube
Автор: Нестерова Наталья Вячеславовна
(0:00 – 0:02) Вход. Настрой.(Когда участники заходят,на экране слайд с крупным заголовком: «Функциональный навигатор: урок как тренажер для жизни» и вашим ФИО. Звучит нейтральная фоновая музыка).(0:02 – 2:00) ШАГ 1. ВСТУПЛЕНИЕ — ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ(Музыка стихает.Вы выходите на центр).«Добрый день, уважаемые коллеги! Прошу вашего внимания на 15 минут.Поднимите, пожалуйста, руку, кто хотя бы раз думал: “Ну, выучил правило, а применить не может…” (Делаете паузу, смотрите по залу).Вот этот разрыв между знанием и действием — и есть точка приложения функциональной грамотности.Сегодня я не буду рассказывать теорию. Я подарю вам готовый инструмент — “Функциональный навигатор”. Это простая схема из трех шагов, которая превратит ваш урок, будь то физика, история или технология, в тренажер для реальной жизни. И мы прямо сейчас это опробуем.Ваша задача — на себе почувствовать путь ученика. Итак, начинаем».(2:00 – 12:00) ШАГ 2. ПРАКТИКУМ(2:00 – 2:30) Знакомство с материалом.«Первый шаг навигатора — найти аутентичный материал, который не создавался для учебника. У вас на столах лежит такой материал. Возьмите его, пожалуйста».(Даете участникам 30 секунд,чтобы взглянуть на инфографику).«Это инфографика на английском “Daily Water Usage” — ежедневное потребление воды. Мы видим цифры: душ, чашка кофе, один гамбургер… Не пугайтесь языка. Функциональная грамотность начинается тогда, когда мы преодолеваем этот первый барьер “я этого не понимаю” с помощью стратегий. И это ведет нас к ШАГУ 1 НАВИГАТОРА».(2:30 – 4:30) ШАГ 1 НАВИГАТОРА: ЗАДАЙТЕ ЖИЗНЕННЫЙ ВОПРОС.(На экране появляется слайд:ШАГ 1: ЖИЗНЕННЫЙ ВОПРОС. Не “Переведите”, а “Решите проблему”).«Забудьте про учебные задания вроде “переведите” или “выпишите цифры”. Ваша новая цель — задать вопрос, который заставит мыслить, анализировать и принимать решение на основе данных.Сейчас повернитесь к соседу. Ваша задача за 90 секунд: придумать к этой инфографике ОДИН такой жизненный вопрос. Вопрос, на который нет одного правильного ответа в тексте. Время пошло!»(Вы активно ходите по залу,подбадриваете, можете нацепить на флипчарт ключевые слова: “Как убедить…?”, “Как сократить…?”, “Что выгоднее…?”).(4:30 – 5:15) Сбор идей.«Время! Кто готов озвучить свой вопрос?»(Быстро берете 2-3 ответа,например: “Как убедить подростка принимать душ короче?”, “На чем школе проще всего сэкономить воду?”. Кратко хвалите: «Отлично, это уже вопрос для действия»).«Суть первого шага — сменить фокус со знания на действие. Теперь у нас есть проблема. Как ученику в ней не утонуть? Переходим ко ШАГУ 2».(5:15 – 7:45) ШАГ 2 НАВИГАТОРА: ДАЙТЕ СТРАТЕГИЮ РАБОТЫ.(На экране слайд:ШАГ 2: СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ. Не “Сделайте”, а “Как сделать?”).«Теперь мы не даем готовой инструкции. Мы даем “спасательный круг” — алгоритм анализа.Вернемся к нашему вопросу. Пусть это будет: “Как сократить потребление воды в нашей школе на 20%?”.Сейчас в тех же парах за 2 минуты создайте простой алгоритм из 3-4 шагов для ученика. Что он должен сделать с этой инфографикой в первую, вторую, третью очередь? Не искать ответ, а создать путь к нему. Время!»(Снова работаете с залом).(7:45 – 8:30) Сбор стратегий.«Пример вашего алгоритма может звучать так: 1. Найди ТОП-3 процесса с самым большим расходом воды. 2. Подумай, какие из них есть в нашей школе (туалеты, столовые, полив газонов). 3. Предложи для каждого одну реальную меру экономии. 4. Прикинь, какой из твоих способов даст наибольший эффект.Вы видите, мы формируем метапредметное умение — не бояться данных, а структурировать их. И это ведет нас к финальному, самому важному ШАГУ 3».(8:30 – 10:30) ШАГ 3 НАВИГАТОРА: ПОЛУЧИТЕ ПРОДУКТ-РЕШЕНИЕ.(На экране слайд:ШАГ 3: ПРОДУКТ-РЕШЕНИЕ. Не “Пересказ”, а “Изменение”).«Третий шаг — точка сборки. Знания должны материализоваться в продукт, который что-то меняет, на что-то влияет.Задача для быстрого мозгового штурма: что может стать таким продуктом в нашем случае? Один вариант на пару. 60 секунд!»(Участники предлагают:памятка, соц.пост, письмо директору, сценка для школьного радио).(10:30 – 11:15) Обобщение пути.«Итак, коллеги, вы только что прошли весь путь ученика. От жизненного вопроса, через стратегию работы, к созданию социально значимого продукта. И английский язык здесь был не целью, а ИНСТРУМЕНТОМ для анализа и коммуникации. Ровно то же самое можно сделать с графиком функций, историческим документом или чертежом».(11:15 – 13:00) ШАГ 3. РЕФЛЕКСИЯ И “УПАКОВКА”(На экране финальный слайд с крупной схемой:ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР УЧИТЕЛЯ: 1. Вопрос → 2. Стратегия → 3. Продукт).«Теперь давайте “упакуем” наш опыт в универсальный инструмент. Этот навигатор работает на любом предмете.Быстрые примеры:· Математика: График курса валют → Вопрос: “Как выгоднее обменять деньги для поездки?” → Стратегия: Сравни тренды за месяц, найди пик и спад → Продукт: “Памятка для туриста с датами”.· История: Указ Петра I → Вопрос: “Как бы ты агитировал бояр его поддержать?” → Стратегия: Выдели 3 ключевые перемены, найди аргументы “за” для каждой → Продукт: “Речь от лица сподвижника Петра”.· Литература: Монолог Чацкого → Вопрос: “Как ему стоило бы вести свой блог, чтобы быть услышанным?” → Стратегия: Определи главные темы его критики, подбери современные аналогии → Продукт: “Шаблон поста для соцсетей от лица героя”. Суть в том, чтобы на уроке технологии создавали не табуретку, а решение для хранения в малогабаритной квартире. А на вашем уроке — чтобы знание становилось силой для действия. Функциональная грамотность — это и есть эта сила».(13:00 – 14:30) ФИНАЛ. ОБРАЩЕНИЕ.«На ваших столах лежит эта схема — “Функциональный навигатор”. Пусть он станет вашим рабочим инструментом. Возьмите его, положите в планшет или на стену в кабинете.15 минут — и вы уже не просто учитель предмета, вы — дизайнер жизненных компетенций. Спасибо за продуктивную работу. Ваши вопросы?»(14:30 – 15:00) Пауза для возможных вопросов.
